Оценка российского рынка труда по состоянию на июнь

К июню рынок труда пришел в движение из-за действий крупных западных игроков рынка. Начались крупные сокращения, которые коснулись в первую очередь автомобильной и FMCG-сегмента химической отрасли: на их долю приходится более 50% увольнений временного и проектного персонала. Значимого изменения уровня безработицы пока нет, численность персонала в простое увеличилась, только за май выросла на 38%. Позитивная динамика в наборе временного персонала наблюдается в транспортной и финансовой отраслях, а также благодаря новым игрокам рынка Азиатского региона, выходящим на рынок России.

К июню 2022 года тенденции на рынке труда, отмеченные в прошлом выпуске дайджеста, начали развиваться:

  1. Экспозиция глобальных операций и санкционных ограничений на бизнес в целом – в апреле и мае приостановка бизнеса сменилась на значительное сокращение операций или полный уход, например, у крупных брендов таких как McDonald’s, Starbucks, Nike, Renault и других.
  2. Нарушение цепочек поставок – усугубилось и привело к действиям по остановке производства с сокращениями персонала.
  3. Переоценка стратегии и поиск перспектив для развития продолжается, включая покупку бизнеса уходящих западных компаний.

Подтвердив прогнозы Мэнпауэр, наиболее активным месяцем стал май: компании начали анонсировать свои планы и действовать, в том числе в отношении численности персонала.

По оценкам Мэнпауэр за период с начала марта до конца мая наиболее сильное сокращение временного и проектного персонала происходило в следующих отраслях:

Топ 5 индустрий по сокращению временного персонала с марта по май 2022

30% уволенного временного персонала приходится на автомобильную отрасль. Она по-прежнему находится под сильнейшим ударом в результате санкций, логистических проблем, разрыва цепочек поставок запчастей и других факторов, имеющих ключевое влияние на производство, в результате чего последовали увольнения временного и штатного персонала. Началось снижение объемов производства в отраслях химического (в основном, в части FMCG товаров) и фармацевтического производства у международных компаний. В сегменте ритейла часть крупных компаний вышла из «режима выжидания» к решениям по остановке ведения бизнеса на российском рынке.

В апреле и мае компании – представительства западных брендов частично «определились»: успели полностью прекратить деятельность с ликвидацией юр. лиц, либо продали бизнес российскому менеджменту или внешним инвесторам. При этом они находились под пристальным контролем со стороны государства. В первом варианте, высвобожденный персонал перенаправлялся в российские компании, часто еще до фактического увольнения, или на переобучение, а во втором государство контролировало гарантии сохранения штата в полном объеме. Такое вмешательство на рынок труда позволило удержать рост безработицы. По данным Росстата, в марте 2022 года безработица находилась на минимальном уровне за последние 2 года. Численность зарегистрированных безработных с апреля к маю выросла только на 2,4%. Главная тенденция, которая по оценкам Мэнпауэр сохранится на ближайшие 2 месяца, - перевод в простой и на неполную занятость. Только за май на всей территории России число лиц, находящихся в простое, выросло на 38,8%, а лиц, находящихся в неполной занятости, на 11,4%. По данным Минтруда России, рост численности работников в простое с марта по середину мая составил более 200%.

Государство усиливает превентивные меры для поддержки занятости, прогнозируя, что уровень безработицы вырастет к 3 кварталу (по последним параметрам сценарных условий Минэкономразвития России). Мэнпауэр согласен с такой оценкой: пик безработицы может возникнуть к августу-сентябрю 2022 года. Этому может способствовать ряд факторов: окончательные решения западных компаний, которые приостановили деятельность, смена формата работы (как например переход от монобрендовых магазинов в мультибрендовый или онлайн формат), кризис малого и среднего бизнеса, релокация компаний и специалистов за рубеж, усиление кризиса поставок зарубежных компонентов, замедление кредитования и другие.

Вместе с тем есть и позитивная динамика, которая заметна в других отраслях, выигрывающих за счет востребованности услуг и продукции на рынке, появления новых игроков и усиления конкуренции в нишах, инвестиций со стороны государства и крупных российских фондов и игроков. Мэнпауэр наблюдает динамичный прирост приемов временного и проектного персонала в следующих отраслях:

Топ растущих индустрий по приёму временного персонала с марта по май 2022

Количество приемов временного и проектного персонала с марта по май приросло на 32% в логистической отрасли: востребованы компании, которые могут быстро решить проблемы внутренней и международной логистики. В результате санкций активен финансовый и страховой сектор, который решает проблему разработки IT инфраструктуры и мобильных приложений на новых платформах. Отрасль машиностроения, по оценке Мэнпауэр, находится в выгодном положении за счет возросшей потребности смежных отраслей, прежде всего, агропрома и производства электроники. Возможно, после прихода новых игроков и ростом параллельного импорта после 3 квартала 2022 года мы увидим в топе отрасль ритейла.

Новый тренд, который начал формироваться с мая, - активизация компаний Азиатского региона (Средней и Юго-восточной). Мэнпауэр наблюдает рост спроса в рекрутменте и вакансий на рынке труда.

Динамика заявок на подбор персонала в мае 2022 года по региону происхождения компании

По сравнению с апрелем, количество заявок на подбор постоянного персонала выросло на 17% у компаний азиатских брендов, и на 9% у компаний европейских брендов с сильной локализацией производства и менеджмента в России, что позволило им остаться на российском рынке. Наиболее активно интересовались подбором персонала в мае компании стран Кореи, Индии, Китая, Вьетнама и ОАЭ. Учитывая освобождение ниш в разных отраслях и государственную поддержку международной торговли с дружественными странами, Мэнпауэр полагает, что этот тренд будет усиливаться на протяжении года за счет роста количества компаний, выходящих на российский рынок в разных отраслях и увеличения числа стран. Например, происходит продажа западных производственных и торговых активов управляющим компаниям Китая и Турции. На данный момент турецкие компании планируют развитие своих брендов в ритейле, производстве пищевых продуктов и напитков, а также в сегменте общественного питания.

Динамика численности безработных, работников в простое и на неполной занятости посчитано на основе комментариев Минтруда России и др. официальных представителей Правительства:

Илона Хватикова, бизнес-аналитик Manpower