На связи с вами

info@mail.manpower.ru

Невидимая автоматизация: что ждет профессиональную сферу в эпоху ИИ

Дата публикации: 30.09.2024

До недавнего времени считалось, что автоматизация интеллектуальных способностей человека невозможна. Однако современные разработки в области искусственного интеллекта ставят под сомнение это утверждение. 

Сегодня мы наблюдаем, как многие задачи, которые ранее считались неавтоматизируемыми, успешно выполняются компьютерами. Например, нейросети уже способны создавать реалистичные изображения и писать дипломные работы, научились писать программный код и анализировать результаты медицинских исследований, проектировать формулы лекарств и отравляющих веществ. 

Несколько лет назад произошло знаковое событие с точки зрения развития технологий ИИ. Была разработана программа AlphaGo, которая одержала победу над чемпионом мира по игре в го Ли Седолем. При разработке данной программы и ее последующих модификаций использовалась технология «обучения с подкреплением», когда компьютер без вмешательства человека самостоятельно обучался игре. За 3 часа обучения программа достигла уровня новичка, а за 70 часов превосходила уровень человека. Случай AlphaGo — наглядный пример автоматизации умственного труда. Он показал, что компьютер не только в состоянии выполнять интеллектуальные операции на человеческом уровне, но может и превзойти его.   

Уже сейчас существуют многочисленные примеры, когда внедрение технологий на базе ИИ уже привело или приведет в ближайшее время к сокращению общего числа рабочих мест. Это правительственные служащие в Англии, рабочие на складах Amazon и много других кейсов из совершенно различных областей. 

В этой связи международные организации в целом дают мрачные прогнозы касательно сокращения общего количества рабочих мест вследствие внедрения технологий на базе ИИ. Так, аналитики МВФ утверждают, что ИИ затронет до 40% рабочих мест в мире и ухудшит ситуацию с неравенством. В 2023 году эксперты Goldman Sachs заявили, что ИИ заместит порядка 300 млн рабочих мест. Исследование McKinsey Global Institute показывает, что к 2030 году не менее 14% сотрудников во всем мире могут быть вынуждены сменить карьеру из-за достижений в области цифровизации, робототехники и искусственного интеллекта. По оценкам PwC, к середине 2030-х годов до 30% рабочих мест могут быть автоматизированы. 

Ожидается, что к 2030 году около 70% компаний будут использовать технологические решения на базе ИИ. Не остается в стороне и Россия. Согласно данным Национального портала в сфере искусственного интеллекта, в России более 30% организаций планируют внедрить ИИ в ближайшие три года. На настоящий момент 95% российских банков внедрили ИИ. Есть примеры успешного применения технологий ИИ в финансовой сфере, например, для оценки рисков и выявления фактов мошенничества. При этом до 80% обращений в банковском и телеком секторе уже обрабатывается ИИ-ассистентами. В юридической сфере ИИ применяется для ускорения документооборота. Меняется и подход к работе переводчика, когда черновую работу будет выполнять ИИ, а человеку перейдет роль корректора. 

ИИ-технологии с эффектом живой речи делают виртуальных голосовых ассистентов похожими на живых операторов. Использование речевых технологий на основе нейросетей повышает скорость и качество обработки обращений и сокращает затраты на персонал колл-центров. 

Что ждет рынок труда в связи с развитием и распространением технологий ИИ?

Несмотря на негативные прогнозы, в целом текущая тенденция к автоматизации не лишает людей работы. Она влияет на «срединную» область профессионального ландшафта. Это наступление на трудовую сферу носит двоякий характер: с одной стороны, автоматизация представляет угрозу в большей степени для рутинных навыков, чем для результатов долгосрочного профессионального опыта, с другой - замещает немалую толику автоматизируемых рутинных действий в рамках отдельных профессий. В результате для некоторых специальностей существует вполне осязаемый риск быть сведенными к периферийным функциям.

Если профессия предполагает человеческое взаимодействие, именно оно становится сферой экспертизы людей. Если же профессия содержит в себе требования высокой квалификации, то значительный объем рутинных действий, на которых она основана, постепенно начинает выполняться технологиями на базе ИИ. Получается, что мы живем в эпоху «невидимой» автоматизации. Пока мы смотрим на социально видимые аспекты профессиональной деятельности, машины приобретают необходимые навыки для выполнения невидимых рутинных операций, которые составляют фундамент любой профессии.

Может показаться, что текущая автоматизация не представляет никаких угроз для трудовой деятельности, так как машины не заменяют людей, а берут на себя только некоторые, наиболее скучные и рутинные элементы профессиональной деятельности. Однако ее последствия могут быть даже более серьезными, потому что она незаметна. 

С точки зрения рынка труда автоматизация влечет за собой необходимость переосмысления самого понятия «профессиональной деятельности». Поскольку лишь меньшинство людей работают на уровне мастерства, для большей части трудового населения современная автоматизация может стать серьезным ударом. Если ИИ принимается за выполнение рутинных рабочих задач, то оставшиеся социальные аспекты профессии не смогут сами по себе выражать качества, на которые претендует работник-человек. Современным работникам необходимо осваивать новые профессиональные компетенции для сохранения рабочих места. 

 

По оценкам экспертов, ИИ не затронут такие профессии: 

  • Учителя 
  • Юристы и судьи 
  • Директора, менеджеры и генеральные директора 
  • Менеджеры по персоналу 
  • Психологи и психиатры 
  • Аналитики компьютерных систем 
  • Художники и писатели 

 

Человеку, чтобы быть конкурентоспособным, важно необходимо: 

  • Постоянно обучаться 
  • Развивать навыки общения 
  • Быть гибким 
  • Специализироваться 

 

Компаниям в эпоху технологий ИИ, следует предпринять ряд важных шагов:

  • Инвестировать в постоянное обучение команды.
    Формируйте культуру непрерывного обучения, чтобы ваши сотрудники могли развивать навыки, необходимые для работы с новыми технологиями. Это включает участие в онлайн-курсах, вебинарах и семинарах по актуальным темам, таким как ИИ и анализ данных.
  • Внедряйте автоматизацию.
    Применение инструментов автоматизации и ИИ может значительно повысить эффективность операций, бизнеса и улучшить клиентский опыт. Это позволит вашей команде сосредоточиться на стратегических задачах и аналитике данных, а не на рутинной работе.
  • Стратегически развивайте таланты.
    Убедитесь, что развитие навыков сотрудников соответствует целям вашей компании. Это создаст среду, в которой таланты смогут расти и развиваться, что крайне важно для успеха в условиях быстро меняющегося рынка.
  • Стимулируйте инновации.
    Поощряйте сотрудников к разработке новых идей и решений, организуйте рабочие пространства для обсуждения и разработки инновационных проектов, которые могут улучшить бизнес-процессы и повысить эффективность компании.

Мы находимся на пороге преобразования рынка труда. Здесь важно понимать, что профессии не исчезнут, они трансформируются, т.к. для работы с технологиями ИИ потребуются новые специалисты. Профессионалы будут нужны всегда, проблемы начнутся у тех, кто не хочет развиваться.

 

 

Андрей Юдкин, директор по информационным технологиям Manpower


Обратно к Дайджесту Talent & HR

 

Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work & Human Age Outlook? 

Заполните, пожалуйста, форму: