Отраслевая принадлежность как второй фактор трансформации рынка труда

Отраслевая принадлежность имеет большое влияние не только на рынок труда в целом, но и создает региональную дифференциацию: уровень безработицы растет в регионах с большой долей компаний в отраслях, попавших под санкционное давление.

По оценкам Manpower, за период с начала июня по сентябрь 2022 года наиболее сильное сокращение временного и проектного персонала происходило в следующих отраслях:

Рис. 2 Сокращение временного персонала в 2022г.

Большое влияние на оценку оказывают сокращения, проведенные западными компаниями, за счет эффекта мультипликатора, который распространяется на смежные локальные компании. Во 2 квартале, согласно оценке в прошлом выпуске дайджеста Manpower1, лидировал автопром – и к сентябрю он остается в топе рейтинга: продолжают реализовываться решения по высвобождению персонала в результате остановки производств. В топ-5 остались компании производства электронных изделий, которые приступили к сокращению персонала после решения об остановке деятельности и сокращению операций на российском рынке. Продолжается снижение объемов производства фармацевтической продукции у международных компаний. Ритейл, который был в топ-5 во 2 квартале, изменил динамику – торговля начала набирать обороты к августу, что позволило части международных игроков вернуться на рынок. Место ритейла заняла транспортная отрасль, которая испытывает кризис в результате санкционных действий.

Manpower наблюдает динамичный прирост приемов временного и проектного персонала в следующих отраслях:

Рис. 3 Найм временного персонала в 2022г.

По сравнению с топом июньского дайджеста Manpower2, список растущих, а вследствие этого активно набирающих временный персонал, отраслей расширился за счет производственных компаний. Они вышли в топ не случайно – обрабатывающие производства растут несколько месяцев подряд, начиная с июня, под воздействием государственных инвестиций и оперативных антикризисных мер. Химическое производство возглавляет рейтинг под влиянием усиления динамики активности в целом за счет реализации мер государственной поддержки, увеличение торгового оборота с дружественными странами и перестройки способов организации цепочек поставок. Производство пищевых продуктов набирает обороты благодаря процессу импортозамещения. Сезонный фактор и восстановление потребительского спроса повлияли на активную динамику и вывели в топ отрасли агропромышленности и деятельности гостиниц и предприятий общественного питания.

Для компенсации риска структурного дисбаланса государство активно воздействует и на отраслевой фактор через стимулирование перенаправления человеческих ресурсов в другие отрасли за счет переобучения, поддержки дистанционной работы, создание новых рабочих мест, льгот по получению жилья и других. Программа переобучения запланирована на 200 тыс. человек до конца года, и к концу августа показала свою эффективность: 56% людей, вступивших в программу, завершили ее; из них 26% трудоустроено по новым специальностям3. Помимо государственных, активно проводятся и другие программы обучения, в том числе корпоративные. При этом корпоративное обучение позволяет не только актуализировать набор необходимых для организации навыков, но и сохранить занятость лояльных сотрудников. Все описанные меры в среднесрочной перспективе позволят сбалансировать спрос и предложение в ряде отраслей и профессий.

 

[1] С ежеквартальными выпусками дайджеста Manpower можно ознакомиться по ссылке: https://manpower.ru/media/digest-talent-and-hr/

[2] С ежеквартальными выпусками дайджеста Manpower можно ознакомиться по ссылке: https://manpower.ru/media/digest-talent-and-hr/

[3] Рассчитано по оперативным данным заседаний межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда