Использование платформ как технологии, соединяющей спрос и предложение, переживает активное развитие. Внедрение платформ на рынок труда стало ответом на необходимость повышать гибкость процессов в компаниях и получило активное развитие под влиянием пандемии. Согласно подсчетам Международной организации труда, рост численности трудовых ресурсов, занятых на онлайн-площадках, с 2015 года по 2021 год составил более 220% до 163 миллионов человек, и по прогнозам рост продолжится. Тренд развития – сфера технологий. Доля стран, в которых ИТ направление лидирует в онлайн занятости, выросла с 29% в 2019 году до 43% в 2022 году[1].
В Российской Федерации вопрос регулирования платформенной занятости также находится на повестке в 2023–2024 годах. Это вызвано активным ростом количества самозанятых: в начале 2022 года численность составляла 4 млн человек, а в феврале 2023 года уже 6,98 млн человек[2]. По определению ВШЭ[3] платформенная занятость — это «динамично развивающийся гибкий формат, который может выполнять роль как основной, так и дополнительной занятости. Платформы — медиаторы и фасилитаторы процесса оказания услуг. Не будучи работодателями, сегодня они уже стали неотъемлемым элементом инфраструктуры рынка труда. Работу посредством платформ нельзя определить в рамках привычной дихотомии «трудовые отношения и работа по найму» — или «самостоятельная занятость / предпринимательство».
Подходит ли платформенная занятость моей компании?
Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо понять, какие мотиваторы движут участниками. Можно выделить три типа участников отношений:
Клиент, заказчик: тот, кто имеет необходимость решить некую бизнес-задачу с помощью привлечения ресурсов с рынка тем или иным способом. Клиент может хотеть или не хотеть вникать в операционные вопросы привлечения, управления в отношении конечных исполнителей.
Посредник. Соединяет клиента и исполнителя. Посредник может оказывать услуги как лично, так и через исполнителей.
Исполнитель. Этот участник может быть представлен:
В зависимости от статуса у исполнителя могут быть разные задачи и требования к работе: месту, времени, оплате труда, развитию карьеры и прочие.
Формат связей между участниками зависит от конкретной бизнес-ситуации, поэтому для принятия оптимального решения необходимо осмыслить ряд факторов.
Manpower предоставляет алгоритм «водопада» для выбора формата взаимодействия с рынком труда.
Водопад выбора разработан «со стороны клиента» и проходит по нескольким ступеням:
Из исследования Manpower «Перспектива рынка труда, человеческого капитала и гибридной работы»
Михаил Тузов, руководитель департамента бизнес-аналитики и решений, и Илона Хватикова, бизнес-аналитик Manpower
Обратно к Дайджесту Talent & HR
[2] По данным ФНС России.