На связи с вами

info@mail.manpower.ru

Закон о труде и платформенной занятости

Дата публикации: 23.06.2023

К 1 января 2024 года планируется вступление в силу нового федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон закладывает правовые основы платформенной занятости. Во 2 квартале 2023 года продолжалось рассмотрение и согласование текста законопроекта в Государственной Думе РФ1. На что в законопроекте нужно обратить внимание HR и руководству компаний уже сейчас?

Как законодатель определяет платформенную занятость? Согласно законопроекту, это:

«деятельность граждан - платформенных занятых - по личному выполнению работ и (или) оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем - цифровых платформ занятости, обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Согласно текущей практике, платформа является технологическим посредником без вовлечения в суть отношений субъектов (даже если это касается трудовой деятельности) и ответственности. Однако это изменится:

  • с принятием норм, регулирующих цифровое пространство2, которые зададут стандарты по инфраструктуре и кибербезопасности;
  • с принятием законопроекта о занятости:
  • как минимум, платформам могут передать функции налогового агента, согласно сопутствующей к законопроекту инициативе Минтруда России3. При принятии инициативы более эффективными платформами окажутся те, которые уже сейчас выполняют такие функции и имеют все необходимые лицензии и разрешения по работе с персональными данными, как например, платформы банков.
  • в дальнейшем законодатель может обязать платформы выполнять некоторые социальные гарантии по отношению к физ. лицам. Также есть вероятность, что всё касающееся гарантий, будет передано государственной платформе.

Как следствие, поменяется и рыночная конъюнктура платформ.

Закон вводит понятие Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений и закрепляет его за платформой «Работа в России». Ее оператором указан Роструд4.

Единая цифровая платформа станет обязательной к использованию всеми работодателями в части информирования5:

  • о создании и ликвидации организации, банкротстве
  • принятии решений об изменении режимов занятости (сокращение численности или штата, неполный рабочий день/ неделя, режим «простой»)
  • о временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей
  • сведения о квотируемых рабочих местах
  • сведения о результатах переговоров о трудоустройстве с гражданами, направленными органами службы занятости
  • об иных действиях и событиях, влияющих на ситуацию на рынке труда

Таким образом,


все работодатели станут субъектами платформенной занятости


 

Если для компаний платформа – это лишь инструмент для эффективного выполнения определенных задач, то и для государства единая цифровая платформа станет инструментом регулирования и источником данных. При этом принципиально взаимоотношения между государством и работодателями не меняется: просто текущие процессы переводят в цифровой формат. Уже с 1 января 2023 года основные госуслуги в сфере занятости были доступны в онлайн-формате на портале “Работа России” в 84 регионах6. Процесс перехода на единую цифровую платформу идет параллельно с принятием законопроекта. Цифровизация труда становится неизбежной.

 

Платформы как часть нового мира работы

Развитие платформенной занятости – результат не только фокуса государства на проблеме, но и изменения мира работы в целом, важной частью которого становится подработка.

Можно сказать, что подработка – это новый аналог диплома или свидетельства о квалификации, только лучше. Востребованность сотрудника в качестве самозанятого может не только улучшать финансовое положение человека, но и служить гарантом квалификации по специальности за счёт экспозиции на разнообразные задачи и проекты. Особенно такой вариант подходит для специалистов в продажах, маркетологов и рекрутеров. Профиль сотрудника на платформе подработок покажет, как он может выполнять свою работу: на отлично или неудовлетворительно – формируя достоверный рейтинг исполнителя.

Культура работы и построения карьеры меняется. На сегодня диплом доказывает умение читать книги и сдавать экзамены. Подработка доказывает, что есть умение зарабатывать в текущих реалиях.

Тренд на подработку виден не только то в быстром росте самозанятости, но и в том, что крупнейшие рекрутинговые платформы улучшают сервисы поиска вакансий для подработок. Например, Headhunter сделали полноценный фильтр «Подработка» в поиске, и проанализировали, что вакансии подработок получают на 1 600 откликов в день больше обычных7. В дальнейшем, если Headhunter интегрирует финансовые расчеты между заказчиком и исполнителем, став налоговым агентом, то может стать платформой-лидером сегмента фриланса и проектной занятости.

На самом деле к подработкам больше нельзя относиться уничижительно, поскольку «гаражная работа» или практика консультирования по социальным сетям потенциально могут перерасти в бизнес. Возможности построения карьеры расширяются, а мир работы – меняется.


Мы входим в мир омниканальной карьеры и гибридной занятости


Рис. 8 Включение работы по совместительству через платформы в круг задач HR по управлению занятостью сотрудника в рамках построения омниканальной карьеры

Подробнее о том, что такое омниканальная карьера и гибридная занятость, какие вызовы и возможности они несут для HR, вы можете прочитать в полном выпуске Hybrid Work & Human Age Outlook Manpower Russia. Выпуск №7 за II кв. 2023, который вы можете получить, заполнив форму на главной странице Дайжеста Talent & HR.

 

[2] Обсуждают составление «Цифрового кодекса»: https://rg.ru/2023/04/09/elektronnoe-pravo.html

[4] Согласно п.4 ст. 37 законопроекта № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации»: «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы».

[5] Более подробно в ст. 42 законопроекта «О занятости населения в Российской Федерации»