Чаще всего кризисные ситуации возникают на второй месяц поиска работы. Почему соискатели оказываются во власти негатива? И кто особенно подвержен этому риску?
Время от времени в ходе проектов по карьерному консультированию возникают кризисные случаи. Еще вчера мы конструктивно обсуждали с участником программы по карьере план действий по поиску работы. А сегодня читаем его письмо, в котором он выражает недовольство всем и вся.
Здесь несколько моментов являются ключевыми. Недовольство возникает резко. Человек недоволен большим количеством вещей сразу. Чаще всего недовольство возникает в конце второго месяца поиска работы. Если человек является участником программы аутплейсмента и проходит трехмесячную программу карьерного консультирования, мы оказываемся свидетелями такого состояния и можем попытаться помочь его преодолеть. Если же человек остается наедине с самим собой, мы можем только пожелать, чтобы подобный кризис не возник или, если уж это случилось, чтобы был преодолен без потерь.
Кризисное состояние возникает с определенным типом людей и в ограниченном наборе случаев. Кто больше всех подвержен риску впасть в отчаяние, негатив, отказ, сопротивление, ворчание, недовольство? (список может быть продолжен).
- Во-первых, негативно мыслящие люди, те, кому сложно дается создание позитивных сценариев развития событий, кто не верит в сказку со счастливым концом.
- Во-вторых, те, кто является спринтером, не готов бежать марафон, не умеет терпеть, не способен ограничивать себя или преодолевать сложности (любые, начиная с бытовых).
- В-третьих, те, кто не готов меняться.
Этот последний фактор, по моим наблюдениям, наиболее критичный. Потому что ключевой вызов поиска новой работы – это постановка для себя новых карьерных целей и поиск новых способов поведения. Плюс – осознание не только своей готовности к достижению этих целей, но и понимание зон развития. Неготовность меняться срабатывает в самый ненужный момент.
Один из последних примеров. С успешным руководителем департамента продаж обсуждали тактику поиска работы на падающем рынке. Ключевое преимущество руководителя определили сразу – уникальная комбинация опыта в крупной компании со сложным корпоративным управлением и опыт успешной реализации проектов по внедрению изменений в крупной консалтинговой компании. Образование – отличное. Уверенность в себе есть… Готовность снизить уровень зарплатных притязаний тоже присутствует.
Во время консультации нащупали слабое звено – неготовность встраиваться в разношерстный коллектив, чувство превосходства и желание научить всех всему. Однако в условиях кризиса работодатели будут искать не только толковых, но и комфортных в общении. Не нужны сейчас никому лишние сложности. Атмосфера во многих коллективах и так напряженная – кого-то несправедливо сократили, кто-то затаил обиду. Да и нет сейчас готовых и однозначно правильных ответов, в большинстве случаев многое приходится заново придумывать. При этом роль тех, кто давно работает в компании и отлично знает детали работы, не меньше, чем роль умного пришельца.
Все описанное выше обсудили с кандидатом, зафиксировали в планах по продвижению себя на рынке труда. Продумали тактику поведения на собеседовании. Однако нас, как консультантов, не оставляло чувство, что совет руководителем не принят окончательно и сбой в поиске работы возможен.
К концу второго месяца программы аутплейсмента получили гневное письмо от нашего участника. Вакансии на рынке не те. Работодатели проводят собеседования не так. Мы не достаточно активны (хотя программа этого и не предполагает вовсе). И все это на фоне ссылок на свой опыт – я и сам знаю, я и сам умею. Совет, который мы дали соискателю, он не принял. В итоге, как только накопилась критическая масса неуспеха, произошел эмоциональный взрыв, обострился стресс. Или, возможно, сработали еще какие-то факторы.
Что мы делаем в подобной ситуации и что советуем нашим клиентам?
1) Неважно, по какой причине вы расстроены – рынок плохой, консультант не опытный, жизнь не сложилась – важно сохранять позитивный настрой и позитивное отношение к людям. Это важно для вас, как для кандидата, потому что негативно настроенный кандидат никакому работодателю не нужен. Задача быть позитивным для кандидата – это как форменная одежда. Как минимум осознать необходимость быть позитивно настроенным – уже большой шаг.
2) Если позитив не возникает ни при каких усилиях, важно отделить физическое состояние от психологического. Дать себе возможность физически отдохнуть, расслабиться, отпустить ситуацию, сменить обстановку, взять выходной в поиске – все зависит от того, что вы можете себе позволить. Многие забывают, что поиск работы – это тоже работа, поэтому не резервируют для себя время на отдых.
3) Обратиться к рекомендациям, советам, дополнительно пообщаться с консультантами или коллегами, друзьями. Освежить перечень советов, полученных на первой консультации. Пересмотреть свой план действий, вернуться к списку рекомендованной литературы. Зачастую начало карьерных консультаций выпадает на этап, когда человек еще находится на острой стадии переживания кризиса. Эмоции частично замутняют мозг и снижают эффективность рациональных действий.
Во всех перечисленных выше пунктах мы исходим из сознательности и взрослой позиции самого человека. Все-таки речь о работе идет…
Executive.ru /
Как сохранить позитивный настрой, если поиск работы затягивается?
Статья Анны Буровой, руководителя HR консалтинга Manpower Russia&CIS