Рынок онлайн-образования вырос за последние пять лет в 10 раз
«Ведомости» разбирались, насколько эффективно обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения.
Россияне за последние годы стали чаще учиться не выходя из дома: не только на онлайн-курсах, но и в университетах. В 2019 г. с использованием дистанционных и электронных технологий высшее образование получали 0,84 млн человек, а дополнительное – 2,3 млн, следует из опубликованных в апреле данных Минобрнауки. В период пандемии их число удвоилось и продолжает расти. К 2024 г. онлайн-формат был доступен для 2,3 млн студентов и 5,8 млн повышающих квалификацию. Общая доля программ с использованием онлайн-технологий увеличилась с 30 до 62% от числа всех прошедших какое-либо обучение.
Всего высшее или дополнительное образование с использованием онлайн-технологий в 2024 г. проходило 8,1 млн человек, или в 2,6 раза больше, чем в 2019 г., когда таковых было 3,1 млн человек. По сравнению с 2023 г. рост продолжился и составил 2,5%.
Среди форм электронного обучения в статистике Минобрнауки отдельно выделяются онлайн-курсы. Их в 2023/24 учебном году прошли 994 000 студентов, или 23% от их общего числа, согласно данным ВШЭ. За два года их число почти удвоилось – с 561 200 человек (13,9%).
Хотя бы раз проходил онлайн-обучение или дистанционное повышение квалификации каждый второй россиян (56%), говорят данные опроса, который по просьбе «Ведомостей» провели «Авито работа» и «Авито услуги». А студентами курсов чаще становятся женщины (62% против 50% мужчин).
Программы образования исключительно в онлайн-формате пока не распространены в основном высшем образовании (всего 72 500 студентов, или 1,6% от их общего числа). Также лишь 1,6% преподавателей и других специалистов работают только дистанционно.
В онлайн-кампусе ВШЭ в 2024 г. на первый курс в онлайн-формате поступило более 2800 человек – на 75% больше, чем в 2023 г., сказала в беседе с «Ведомостями» директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова. Онлайн-программы высшего образования – это более гибкая альтернатива классическому формату обучения в вузах. «Они не подразумевают быстрого обучения, а процесс поступления на них может быть сложным», – подчеркивает эксперт.
Сразу несколько платформ развивают сейчас коллаборацию с вузами и предлагают дистанционные программы как бакалавриата, так и магистратуры. В ноябре 2023 г. такой формат начали развивать «Нетология», Skillbox, Skillfactory, «Яндекс практикум», ИТМО, МФТИ, РАНХиГС, УрФУ и Финансовый университет, объединившись в Содружество онлайн – высшего образования (СОВО). Большинство студентов онлайн-программ совмещают учебу с работой.
Образовательные платформы в своей рекламе стараются убедить в эффективности курсов. Мол, большинство прошедших их онлайн-курсы нашли работу, а значит, любой сможет – только покупай. <...>
Прохождение онлайн-курсов не фигурирует в требованиях и не выделяет соискателя среди конкурентов с релевантным практическим опытом работы, говорит и руководитель департамента профессионального подбора Manpower Диана Каргаева. В реальности быстрее могут трудоустроиться именно те, кто решил не просто пройти онлайн-курс, а выбрал его у провайдера, который готов или может помочь с последующим трудоустройством. «При прочих равных трудоустраиваются именно те, кто выбрал правильную нишу, с невысоким уровнем конкуренции и проверенного поставщика онлайн-услуг», – добавляет Каргаева.<...>
Работодатель не только рассчитывает на привлечение опытного сотрудника. В тренде рынка труда сейчас совмещение нескольких ролей в одном человеке, который сможет выполнять задачи даже двух специалистов, считает Диана Каргаева.
Читайте полную версию на сайте издания «Ведомости»
Источник: Ведомости, 15 мая 2025 / «Как цифровизация образования влияет на его ценность»