Исследование показало: короткий отпуск не дает длительного восстановления при высоких нагрузках и стрессе. А если посвятить это время делам, до которых не доходили руки из-за работы, — есть риск вернуться в офис еще более уставшим. Чтобы удержать и мотивировать ценных сотрудников, компании стали практиковать саббатикал — отпуск длиною до года. Спросили у директора по маркетингу и продажам Manpower Виктории Музычкиной о плюсах и минусах такого подхода, и практикуют ли его в российских компаниях.
Саббатикал — длительный отпуск (от пары месяцев до года), при котором за сотрудником сохраняется рабочее место. В некоторых компаниях он полностью или частично оплачивается.
Слово происходит от еврейского «шаббат» — суббота. В иудаизме это священный день, который нужно посвятить отдыху, семье или духовному росту — работать нельзя.
Саббатикал впервые опробовали в Гарварде в 1880 году. Уставшим профессорам с большим стажем предлагали отдохнуть несколько месяцев и вместо преподавания заняться исследовательской работой.
Опыт оказался успешным: сотрудники возвращались мотивированными и энергичными. Саббатикал начали перенимать другие университеты, а затем и бизнес. В 1977 году McDonald's стала первой компанией, которая разрешила работникам длительные отпуска с сохранением должности. Пик популярности саббатикала пришелся на XXI век. Многие получили высшее образование и пошли в творческие профессии — физическая усталость сменилась моральной.
Саббатикал — уникальная возможность восстановиться физически и эмоционально, посвятить время саморазвитию, семье или личным проектам. При правильном планировании он позволяет развивать новые компетенции, и профессиональные навыки не теряются. Например, человек может окончить курсы: выучить новый язык или развить креативность.
Может показаться, что это пустая трата ресурсов: часто говорят, что незаменимых сотрудников нет. Но в современных условиях высокой конкуренции на рынке труда стратегия себя оправдывает.
«Саббатикал предотвращает уход важных кадров из-за выгорания. Вернувшись, сотрудник приносит свежий взгляд, новые идеи и высокую мотивацию. А еще такой отпуск повышает привлекательность компании как работодателя, что особенно важно, когда идет борьба за таланты».
Компании вкладывают в работников: обучают и повышают квалификацию, покупают им мебель и технику, оплачивают ДМС. Иногда отпустить сотрудника в отпуск на год проще, чем начинать с нуля, искать нового с такими же компетенциями.
«Саббатикалы востребованы в сферах, где работа связана с высокой интенсивностью, стрессом и эмоциональным выгоранием. Это IT, консалтинг, маркетинг, банковская сфера, медицина и образование. Сотрудники сталкиваются с постоянным давлением, решением сложных задач и строгими дедлайнами. Длительный отпуск — возможность восстановить силы и вернуться с новыми идеями».
Саббатикалы есть в таких крупных международных корпорациях, как Google, IBM, Intel, BMW, Bank of America, Microsoft, HubSpot, All Nippon Airways, Deloitte.
В некоторых случаях требуют обоснования длительного отпуска, в других — предоставляют его без уточнения целей. Внутренние регламенты могут запрещать работать на конкурентов или вести бизнес во время саббатикала, чтобы минимизировать риски для работодателя.
Неоплачиваемый отпуск до года есть у педагогов. Чтобы получить его, нужно отработать 10 лет. Самого понятия саббатикал в законодательстве нет.
«Компании могут оформить отпуск без сохранения зарплаты на основании заявления сотрудника. Решение остается за работодателем, условия такого длительного отпуска обычно фиксируются во внутренних документах».
В России саббатикал практикуют крупные организации. Малый и средний бизнес обычно не могут позволить такую опцию.
HeadHunter стала давать отпуск от месяца до полугода в связи с тем, что уволившиеся сотрудники возвращались в рекрутинг-компанию после большого перерыва. В HH решили таким образом защитить работников от выгорания.
Группа компаний КРОК (занимается IТ-технологиями) с 2009 года дает возможность пойти в длительный отпуск сотрудникам, которые отработали больше пяти лет. По словам руководителя группы рекрутинга, возможностью пользуются редко.
Крупнейший российский банк — СБЕР — готов предоставить отпуск сроком от одного до 12 месяцев любому сотруднику, рабочее место сохранится. Но саббатикал нужно согласовать с руководителем.
Не стоит идти в саббатикал спонтанно.
«Рассчитайте расходы на период отпуска, создайте «подушку безопасности» и при необходимости оптимизируйте бюджет. В идеале планируйте такие расходы заранее, откладывая часть зарплаты».
Во время творческого отпуска полезно делать то, что восстанавливает силы и приносит вдохновение: путешествовать, волонтерить, учиться, заниматься спортом или хобби.
«Исключите жесткое планирование. Важно наладить режим и сон, ведь у сгоревших на работе они часто выходят из строя. Не перезагружайте себя дополнительной работой и не пытайтесь решить все задачи. Саббатикал — время для перезагрузки, поэтому важно найти баланс между активностью и отдыхом».
Долгий отпуск имеет и минусы — при возвращении на работу придется снова перестраиваться.
«Из историй тех, кто побывал в таком отпуске, становится понятно, что вернуться к рабочей жизни и привычным задачам — не так просто. Ощущение, что поезд ушел, все изменилось, и человек безнадежно отстал. Важно дать себе время войти в рабочий ритм, а поддержка деловых связей в отпуске, пусть даже через соцсети, — позволит не выпадать из профессиональной среды».
Источник: Спортмастер Медиа, 13 февраля 2025 / «Какие компании дают саббатикал и как уйти в отпуск на год»