Основной капитал компании — это высококвалифицированные специалисты, и их дефицит на рынке труда продолжает расти. Согласно открытым источникам в мире насчитывается более 13 миллионов IT-специалистов, в то время как в России их всего 700 тысяч, а по некоторым оценкам и того меньше - 400 тыс. Учебные заведения ежегодно выпускают 43 тысячи специалистов. Что делать с прогрессирующим разрывом между спросом и предложением на рынке труда в IT? Нехватка кадров обуславливает средний срок закрытия вакансии за 40-60 дней. Потребность в IT-специалистах растет во всех отраслях, к 2020 году США планирует нанять 1 млн. IT-менеджеров, Европа – 300 тысяч, Россия – 400 тысяч.
Как найти, опознать и привлечь талантливых кандидатов в свою команду?
Прежде всего, необходимо описать портрет IT-специалиста. Как правило, это интроверты, преимущественно проводящие время в интернете. Они неразговорчивы, предпочитают работать по ночам и пить чай вместо кофе. Преимущественно, это семейные люди с высшим образованием и знанием английского языка выше среднего.
Что может повысить вовлеченность IT-специалистов?
1. IT-персоналу важна свобода, поэтому необходим особый подход к рабочему графику в организации. Возможность гибкого графика, свободного посещения – будет идеальным решением.
2. Удобный офис. Часто IT-специалисты предпочитают ездить на велосипедах. Возможно, компаниям стоит задуматься о возможности велопарковок около своих офисов.
3. Обучение. Для сотрудников приятным бонусом будет возможность повысить свою квалификацию в рамках обучения, организованного для них работодателем.
4. Тимбилдинги. Когда 24/7 находишься в интернете, возникает естественное желание посетить спортивный зал, поиграть в футбол или волейбол с коллегами.
5. Бесплатный кофе – располагающий к продуктивной работе жест работодателя.
6. Обмен знаниями внутри компании. Корпоративные тренинги и семинары между отделами – отличная возможность сплотить коллектив. Все сотрудники должны иметь возможность прийти на самые интересные доклады и задать свои вопросы.
Manpower опросила IT-менеджеров с целью выявить наиболее полезные навыки в их работе. По результатам исследования Experis – дочерней компании Manpower, касающегося оценки навыков IT-специалистов – «The Softer Side of IT», из 400 названных компетенций 38% из них касаются умения эффективно общаться, сотрудничать и работать в команде. Компании нуждаются в командных игроках, умеющих эффективно достигать поставленных бизнес-целей. В связи с этим требуется трансформация, включение новых навыков в работу IT-специалиста. По данным исследования Manpower, 26% руководителей, принимающие решение о найме сотрудников из ИТ сферы, отмечают, что они ищут специалистов, которые могут продемонстрировать общение и способность к сотрудничеству как навык.
О каких сложностях в работе IT-шников идет речь?
1. Организации фокусируют свое внимание и вознаграждают сотрудников исключительно за усовершенствование профессиональных компетенций, а не за развитие их коммуникационных навыков.
2. IT-шникам не хватает навыков взаимодействия в кросс-функциональных международных командах, ведь они работают дистанционно и имеют культурные и языковые отличия.
3. IT-проекты имеют жесткие дедлайны. Важно предельно четко и доступно уметь изложить суть проекта и донести свои идеи до конечных пользователей.
4. Непонимание роли и функционала сотрудника. Еще на этапе интервью руководителю нужно понять и правильно составить карту компетенций, отражающую роль сотрудника.
Какие еще качества необходимы сотрудникам IT для успешного трудоустройства?
1. Навык ведения встреч и переговоров
Умение найти общий язык с представителями разных отделов – полезное качество, которое поможет ускорить процесс принятия решений и согласования проектов.
2. Умение отстаивать свою точку зрения
Знаете ли вы, что 15% IT-специалистов имеют проблемы с устным самовыражением? Многие успешные IT-проекты относятся к числу неудачных по причине того, что их создатель не смог правильно презентовать свою идею.
3. Интуиция опытного менеджера
Интуиция – это талант, которому невозможно обучиться. Только опыт множества решенных бизнес-задач сформирует его в человеке. И все-таки, сотрудники, обладающие «шестым чувством», – игроки «на вес золота».
4. Чувствительность к эргономике
Речь идет об умении смотреть на мир глазами пользователя интерфейса. Содержание приложений или программ должно быть интуитивно понятным конечному пользователю, не имеющему отношения к IT.
5. Политика в компании
IT-департамент, как и любой другой в компании, должен принимать активное участие в ее жизни. Важно знать и разделять принципы организации, ее корпоративную культуру, налаживать отношения внутри коллектива. Все это поможет в реализации собственных проектов. Не забывайте про коммуникацию с коллегами, которые совсем далеки от технических новшеств.
6. Обучение, наставничество и обмен знаниями
Умение обучать пользователей работе с новым программным продуктом – неоценимый навык любого IT-специалиста в процессе запуска проекта.
7. Высокая мотивация / энергичность / увлеченность
Положительный взгляд на мир – отличный бонус к профессионализму сотрудника. Важным моментом является умение взять на себя ответственность и работать над проектом автономно, вплоть до успешного его завершения.
8. Меньше пользуйтесь электронной почтой
ИТ-специалисты могут отточить свои навыки общения с помощью видеочатов или конференц-звонков. Для удаленных сотрудников это отличная возможность практиковать профессиональные навыки межличностного общения и развивать отношения с товарищами по команде.
Развитие навыков взаимодействия IT-специалистов позволит значительно увеличить эффективность бизнеса!
Источник: VC.ru, 25.06.2018 / «Каких IT-специалистов ждут передовые компании? Навыки, которые пора развить»