Manpower является одной из трех крупнейших кадровых компаний в мире. Мы поговорили с Сержио Басто, директором по операционной деятельности и продажам, ответственным за стратегическое управление клиентами в России, о Сovid-19, моделях рабочего времени в будущем и растущей важности корпоративной социальной ответственности.
-Какова текущая ситуация на российском рынке труда? Есть ли определенные отрасли, которые растут даже в условиях кризиса?
- В этой ситуации есть интересный парадокс. Фактически, мы наблюдали, что некоторые отрасли продолжали развиваться во время кризиса, а некоторые значительно выросли. В основном это компании, задействованные в секторе фармацевтики, медицины и пищевой промышленности. В то же время упал весь рынок розничной торговли, гастрономии и услуг. Такой ход развития событий был ожидаем. Гораздо интереснее посмотреть на исключения из этого правила. Например, наша компания выросла, вопреки тренду, в отличие от многих наших конкурентов.
- Требует ли нынешняя ситуация альтернативных подходов к концепции рабочего времени, таких как временная / частичная занятость, в долгосрочной перспективе?
- На данный момент многие компании существуют в режиме выживания. Главный вопрос: как пережить кризис и что сделать, чтобы сохранить как можно больше рабочих мест. Именно в этом многие сервисные компании или компании, которые работают удаленно в секторе B2B, полагаются на неполный рабочий день. Сохранится ли такая тенденция в будущем – рискну усомниться. Ответ на вопрос мы получим, только оценив последствия экономического кризиса, который последует за нынешним кризисом в области здравоохранения.
На данный момент российский рынок труда стабилен. В некоторых отраслях есть проблемы, но в целом на рынке значительно вырос спрос на новые гибкие модели рабочего времени. У многих компаний появилась необходимость увеличить штат сотрудников и работать дольше, чтобы удовлетворить растущий спрос. К ним относятся, например, некоторые логистические компании. Более того, существует нехватка персонала, потому что у многих сотрудников, в том числе из Центральной Азии, просто нет возможности въехать в Россию.
- Набрала ли цифровизация, которая развивается еще быстрее из-за кризиса Covid-19, такую скорость, чтобы заставить многие профессии исчезнуть раньше, чем ожидалось?
- Вопрос о цифровизации стоял перед компаниями еще до наступления кризиса. Цифровизация связана с увеличением производительности и гибкости, привлечением новых клиентов и лучшими результатами. Но на самом деле, и мы говорили об этом со многими клиентами, в нынешних условиях мы видим, что многие компании и их ИТ-отделы пытаются справиться с текущими задачами и функциям. О начале процесса цифрового преобразования пока говорить не приходится.
Однако, как только кризис закончится, мы ожидаем увеличения инвестиций в цифровизацию. Это также повлияет на количество рабочих мест, особенно на производстве или в складских помещениях, где автоматизация внедряется особенно быстро. Изменения произойдут в традиционном розничном бизнесе и в сфере общественного питания, где все шире используются концепции цифровых продаж и доставки. Однако, я не думаю, что это приведет к потере рабочих мест в целом, скорее к смещению функций. Важность удаленной работы также возрастет.
- Изменятся ли в будущем условия и возможности для квалифицированных трудовых мигрантов на российском рынке?
- В будущем в России будет много возможностей для квалифицированных трудовых мигрантов. Конечно, условия изменятся. Уже сейчас условия для многих экспатов сильно отличаются от тех, что были 15 - 20 лет назад. В будущем российскому рынку потребуется меньше топ-менеджеров, при этом спрос на технических специалистов останется по-прежнему высоким. Я говорю, в частности, о позициях CTO, COO и CFO. Посты СОО и CFO крайне важны, так как выступают связующими звеньями между штаб-квартирой и российским представительством, со всеми его культурными особенностями.
- Создают ли изменения в мире новые условия обучения сотрудников? Что требуется от работодателей? К каким новым квалификационным требованиям должны адаптироваться кандидаты?
- Мы можем наблюдать, что во всем мире люди не были готовы в течение длительных периодов времени работать удаленно и не иметь прямого контакта с коллегами и клиентами. Это привело к различным техническим проблемам, и процесс все еще не налажен на 100%. Конечно, мы адаптировались, но для компаний остается сложной задачей поддерживать связь с сотрудниками таким образом, чтобы они могли эффективно работать даже на расстоянии. Работодателям по-прежнему приходится вкладывать значительные средства в технические решения, а также готовить сотрудников к новым реалиям посредством обучения, потому одно ясно точно – мы никогда не будем работать как прежде.
Для многих компаний Covid-19 стал возможностью сделать внутренние процессы более эффективными и, таким образом, сократить расходы. С другой стороны, в будущем сотрудники должны быть в состоянии работать удаленно, быть гибкими и работать под давлением. Нелегко работать в изоляции дома без непосредственного контакта с коллегами.
- Ответственность перед обществом играет все более важную роль. Насколько важна корпоративная социальная ответственность для имиджа работодателя?
- В России она все еще развивается и не является существенной для большинства сотрудников. КСО (корпоративная социальная ответственность) по-прежнему не играет важную роль в поиске работы. Однако «миллениалы» или «пост-миллениалы» все чаще обращают внимание на то, как работодатели ведут себя по отношению к работникам и как они выполняют социальные обязанности. Ряд компаний, которые работают с нами, вкладывают значительные средства в эту область и создают для этого специальные отделы. Для них очевидно, что важность КСО будет только возрастать, в том числе с точки зрения позитивного имиджа компании. Сотрудники также уделяют все больше внимания позиционированию своего будущего работодателя в этой области. Конечно, финансовые аспекты будут продолжать играть решающую роль при выборе работы, но не стоит недооценивать важность КСО. В крупнейших городах России до 50% молодого поколения и будущих руководителей говорят, что они предпочли бы оставаться безработным, чем работать в компании, которая противоречит их ценностям и целям.