В магазинах «Иль де ботэ» консультант приветствует гостей, стоя прямо у входа, внутри магазина полно снующих по залу продавцов-консультантов, которые никогда не сидят в присутствии клиента, рассказывает сотрудница сети в регионах. По ее словам, консультанты находятся на работе по 12–13 часов в день, из них 9–10 часов проводят на ногах в зале, а 3 часа отдыхают. Перерыв длится час, консультанту разрешено покидать зал три раза в день – пообедать, посидеть в подсобке или отлучиться по своим делам. Обычно консультанты два дня работают и два дня отдыхают. Собеседница «Ведомостей» проработала продавцом-консультантом два года. На собеседовании ее предупредили о необходимости проводить целый день на ногах. Девушку это не остановило – график работы и оплата были привлекательными. Консультант, по ее словам, зарабатывает от 20 000 до 40 000 руб. в месяц. Обычно собеседница «Ведомостей» носила на работе черные туфли-балетки, на месте не стояла, все время была в движении – протирала полки, расставляла ценники или общалась с клиентами.
Она рассказывает: чтобы ноги не затекали, консультанты переминались с ноги на ногу, вставали на носочки. Те, кто проработал консультантом 10–12 лет, принимали лекарства от болей в ногах и расширенных вен. Собеседница «Ведомостей» говорит, что у нее ныла спина. Когда в магазине не было клиентов, консультантам разрешали присесть за кассу. В остальное время запрещалось даже облокачиваться на стойку или прислоняться к стене.
В торговых залах «Иль де ботэ» нет стульев для консультантов, предусмотрены только кушетки и барные стулья для клиентов, подтверждает Елена Буланова, руководитель консультантов группы компаний «Единая Европа – холдинг» (ранее владела сетями Ile de Beaute и Sephora, крупный дистрибутор косметики и парфюмерии). По ее словам, консультант должен всем своим видом показывать покупателю, что готов к общению, способен быстро перемещаться по залу и быстро обслуживать. Сидя на стуле, он произведет совсем иное впечатление, считает она.
Буланова говорит, что правила работы стоя прописаны во внутреннем трудовом распорядке. Консультанту достаточно присесть или облокотиться, чтобы получить замечание. Однако новичкам администрация магазинов дает время на адаптацию – разрешает подольше посидеть в подсобке, где консультант читает материал по ассортименту.
Все опрошенные «Ведомостями» непродовольственные ритейлеры уверяли, что их внутренние правила соответствуют законодательству. Представитель «М.видео-Эльдорадо» рассказал, что их продавец в течение рабочего дня имеет право на часовой перерыв: он может отдохнуть во внутреннем помещении магазина или сходить на обед.
«О том, что большую часть рабочего времени продавец-консультант проводит на ногах, мы заявляем сразу в профиле вакансии, а также обсуждаем на собеседовании с кандидатами», – сообщил представитель сети «Рив гош». Девушка из «Иль де ботэ» сказала, что консультанты привыкают к своей работе за две недели и больше не жалуются. Однако у блогера из интернет-блога Beauty Insider Анастасии Сураевой остались другие впечатления от работы в торговом зале. Этой зимой она неделю поработала консультантом в «Л’Этуаль», чтобы изучить работу магазинов изнутри. Она вспоминает, что магазин открывался в 10 часов утра – а к 2 часам дня она мечтала посидеть на стуле или в кресле, а еще лучше полежать. Вечером Сураева приходила домой с ощущением, что весь день таскала песок, дрова или камни, написала она в блоге.
Представитель «Л’Этуаль» уточнил, что у каждого из 1200 сотрудников 100 магазинов сети есть обеденный перерыв и еще два дополнительных коротких перерыва. Директора магазинов могут также на свое усмотрение выделять консультантам дополнительное время для отдыха и личных дел. Однако консультанты добровольно проводят львиную часть времени в зале, так как от количества клиентов зависит их премия.
Молодой человек может стать старшим продавцом, администратором или менеджером магазина, рассказывает Юлия Жаркова, консультант по подбору розничного персонала Ancor Consumer Goods. По ее словам, многие сети сейчас предлагают продавцам обычную пятидневную рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день, который начинается в 12 дня (ранним утром в магазинах мало посетителей). Тем не менее, объясняет эксперт, текучесть персонала в косметических сетях большая – до 45%. Жаркова утверждает, что строгие стандарты работы стоя пришли в Россию из западных сетей.
Одно дело, если сотрудники вынесут из подсобки стулья и станут сидеть в присутствии покупателей – это нарушение трудового распорядка, говорит Ирина Адамова, управляющий партнер юридической компании «Адамов и партнеры». Если же им запрещается покидать торговый зал в течение всей 12-часовой смены, чтобы отдохнуть, то запрет на отдых прямо противоречит Трудовому кодексу, говорит Адамова.
Если за 12 часов работы продавец не имел ни малейшей возможности присесть, такие условия могут рассматриваться как вредные по закону о спецоценке условий труда, поясняет Адамова. В судебном споре с работодателем консультанту, заработавшему болезнь ног на службе, вряд ли удастся доказать причинно-следственную связь между стоячей работой и заболеванием, говорит Ксения Михайличенко, руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». Адамова указывает, что регулярный медосмотр для находящихся всю 12-часовую смену на ногах сотрудников по закону не обязателен в отличие от продавцов продовольственных магазинов.
Источник: «Ведомости», 12.02.2019 / «Почему консультанты «Л’Этуаль», «Иль де ботэ», «Рив гош» и других сетей обязаны работать стоя»