Поколения сменяют друг друга: поколение X (рожденные в период с 1965 по 1982 год), поколение Y (дети 1990-х), а сейчас подрастает поколение Z. Каждая из этих групп людей имеет свои особенности, связанные с историческим фоном, во время которого прошло их детство, с событиями и моментами, посредством которых сформировалась их личность. И к каждому поколению необходим свой подход. Но если про поколение X и Y мы знаем уже довольно много, то к поколению Z (или по-другому их ещё называют центениалами) мы только начинаем подбираться.
Поколение Z – кто они?
Поколение Z называют также «Homelanders», «Homeland Generation» или «New Silent Generation». К нему обычно относят рождённых после 2000 года (а иногда и тех, кто появился на свет с 1995 по 2000). Это люди, выросшие на онлайн-играх и постоянном взаимодействии с гаджетами.
Вашукова Екатерина, психолог, следующим образом характеризует центениалов: «Поколение Z существенно отличается от представителей всех предыдущих поколений. Оно с детства интегрировано в мир цифровых технологий, поверхностно, индивидуалистично, нацелено на быстрое получение результата и удовольствий».
«Они другие… Центениалы хорошо работают с информацией, способны легко выделять нужное из потока. С другой стороны, они не могут долго удерживать информацию на пике внимания, но в современном мире это не так уж важно» — добавляет Марина Судницына, руководитель отдела персонала компании «Динал».
Одна из ключевых характеристик поколения Z – общение и дружба между собой преимущественно в социальных сетях, чатах и через электронные сообщения: виртуальное общение они предпочитают вербальному.
Для центениалов деньги не являются мерилом успеха. «Для них главное – саморазвитие, разнообразие и возможность выбирать то, что нравится. Это поколение индивидуалистов, у них нет тенденции следования общим трендам, они не чувствуют коллективности: граница мы – они (свои – чужие) для них размыта» – утверждает Евгений Башкин, старший консультант департамента кадрового консультирования, кандидат психологических наук кадровой компании Manpower Russia & CIS.
Дети поколения Z не признают авторитетов, предпочитая общаться на равных. Они любят нешаблонные и креативные решения, плохо воспринимают большие тексты и быстро ориентируются в визуальной информации.
Почему центениалы именно такие?
Поколение Z не хотят строить карьеру и не зацикливаются на материальном благополучии. Почему так произошло? Ответ прост. «Потому что мы, их родители, были заняты работой, старались обеспечить своих детей всеми возможными благами, из-за чего мало присутствовали дома: детям не хватало внимания. Они пришли «на готовое», они едва ли знают цену вещей, учитывая наличие у большинства из них квартир и других материальных благ, которыми их заботливо обеспечили родители» — поясняет Дарья Пантюх, бизнес-тренер, HR-консультант, коуч. Непостоянство центениалов объясняется быстрым развитием окружающего мира, появлением и обновлением новых технологий.
Как работодателю взаимодействовать с поколением Z?
Поколение Z совсем скоро начнёт свою трудовую деятельность (а некоторые из них уже это сделали). И сейчас работодатели задаются вопросом «Как же общаться с Цифровым Поколением и мотивировать их на эффективную работу?»
Необходимо помнить, что мотивация центениалов часто связана не с предметами материального мира, а с виртуальными бонусами. Кроме того, они достаточно продвинуты в вопросах этики, и привыкли опираться на нормы морали при выборе решения.
«Представители поколения Z не любят жесткий контроль. Тем не менее, когда есть четкие правила, работник понимает, в каких рамках он может действовать. В отличие от поколения Y, подобные рамки для работника-центениала – место полёта мысли. В комфорте у них включается воображение, – комментирует Дудина Полина, специалист компании CourseBurg. – Для поколения Z важно знать и понимать, что они делают, почему, зачем и как это согласуется с целями компании».
Центениалы вполне способны легко справляться со многими проектами одновременно. «По своему типу сотрудники из поколения Z – идеальные подчиненные, но им нужен харизматичный руководитель, который поведет за собой. При этом они не живут в иерархичном мире. К начальникам центениалы относятся как коллегам или друзьям, ценят их за профессионализм и человеческие качества» – уточняет Марина Судницына.
Екатерина Вашукова предлагает обратить внимание на следующие принципы, которые могут помочь построить контакт с людьми поколения Z:
Чтобы привлечь центениалов в компанию, нужно продвигать разумность, креативность, духовные ценности, возможность раскрыть свой потенциал в рамках одной компании, возможность заниматься любимым делом, приносить пользу себе и другим.
К примеру, в 2014 году Дан Шавбел провел исследование среди молодых людей, родившихся в период с 1991 года по 2010. Его результаты показали, что 34% представителей поколения Z мотивирует возможность развития или улучшение профессионального мастерства, 27% – повышение зарплаты, 23% – значимость их работы для общества.
«Пока представители цифрового поколения только заканчивают школу, неясно, какие профессии они изберут и каким компаниям будет проще привлечь их внимание» – считает Светлана Белодед, Руководитель департамента по работе с персоналом QBF. «Можно предположить, что особый интерес у них вызовут инженерно-технические специальности, биомедицина и робототехника. Слабым местом «Homeland Generation» является незнание фундаментальных законов. Многие будущие специалисты смогут стать прекрасными пользователями существующих технических решений, однако изобрести что-то новое удастся лишь единицам».
Евгений Башкин отмечает, что скорее всего, центениалам «не подойдет классическое рабочее место, им надо будет предлагать форматы разнообразной занятости (возможно, частичной), работу в виртуальных рабочих местах, с разными людьми, командами, в том числе интернациональными».
Источник: Энергия будущего / Поколение Z