Почему не стоит подавлять негативные эмоции, какие недостатки сотрудников могут помочь компании и как некомпетентные мужчины мешают добиться гендерного равенства — в подборке высказываний профессора бизнес-психологии Томаса Чаморро-Премузика, главного специалиста по развитию персонала в Manpower.
Бойтесь некомпетентных
Томас Чаморро-Премузик считает, что большинство лидеров некомпетентны. «Каждый раз, когда я прихожу в какую-либо организацию, я задаю один и тот же вопрос: «Действительно ли большинство сотрудников здесь добиваются карьерных высот благодаря их [профессиональным] качествам, таланту, трудолюбию и продуктивности?» Обычно в ответ я слышу смех», — рассказывает он. Причина кроется в огромном количестве невольных предубеждений, которыми руководствуется работодатель, принимая то или иное кадровое решение. Такими факторами могут стать возраст, образование, внешность и даже соответствие корпоративной культуре (не факт, что человек, который отлично впишется в коллектив, будет продуктивно работать).
По мнению Чаморро-Премузика, предубеждения, связанные с гендером, являются наиболее распространенными. Некомпетентные мужчины занимают руководящие должности намного чаще, чем некомпетентные женщины: «На каждую Элизбет Холмс найдется сотня Адамов Ньюманов». Женщинам приходится прилагать намного больше усилий, чтобы добиться повышения. И, чтобы восстановить справедливость, нужно не понижать планку для женщин, как часто пытаются сделать, а надо повышать планку для некомпетентных сотрудников. Равенство талантов приведет в итоге и к гендерному равенству.
Будьте строже к себе
«Хорошие лидеры делают людей лучше, себя в том числе», — отмечает профессор. Руководитель может и должен повышать свою компетентность, у эффективного менеджера всегда есть потенциал для роста. Чаморро-Премузик советует лидерам соблюдать четыре правила.
Учитесь видеть достоинства в недостатках
Любой работодатель прежде всего смотрит на сильные стороны соискателя. «Нанимающие менеджеры обычно обращают внимание на качества, которые ассоциируются с высокими профессиональными результатами — такие как умение работать в команде, вовлеченность, продуктивность и лидерские навыки — и упускают из виду те, которые могут стать причиной краха и неудачи: безынициативность, низкую эффективность, антисоциальное поведение и т. п.», — объясняет Чаморро-Премузик. Любой сотрудник обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Но не все недостатки одинаково плохи, и некоторые из них могут даже оказаться преимуществами кандидата.
Умейте правильно злиться
Негативные эмоции тоже могут принести пользу. Так, злость и возмущение исследователи чаще связывают с опасными для самого человека и его окружающих последствиями — психологическим и физическим насилием, стрессом и даже подверженностью сердечным приступам. Но не все так однозначно. Чаморро-Премузик утверждает, что возмущение в ответ на некомпетентность и халатное выполнение обязанностей может стать сильной мотивацией для «провинившегося» сотрудника. Злость является вполне адекватной реакция на несправедливость со стороны начальства: это лучше, чем молчаливое презрение или смирение.
Помимо прочего способность открыто выразить свое раздражение чаще ассоциируется с лидерскими позициями и иногда даже помогает получить повышение. Чаморро-Премузик советует отнестись к этому тезису с большой осторожностью: именно этот прием нередко помогает некомпетентным сотрудникам оказаться на руководящих позициях. Наконец, агрессивный тон часто звучит более убедительно — вспомните политические дебаты.
Профессор уверен, что бороться с негативными эмоциями нужно далеко не всегда: «Злость может стать катализатором для появления инноваций, и многие блестящие предпринимательские идеи родились из гнева». Три простых приема помогут направить энергию в нужное русло.
«Пользуйтесь своей злостью в погоне за креативностью, — призывает Чаморро-Премузик. — Вы удивитесь, какие новые идеи и озарения к вам придут».
Источник: РБК, 25.07.2020/ «Томас Чаморро-Премузик: компаниям нужны лжецы и конформисты»