Каждая компания обладает собственной корпоративной культурой, которая отражает ценности, традиции и отраслевые особенности организации. Сотрудники всех компаний так или иначе обращают внимание на корпоративную среду, в которой они работают, и оценивают, насколько она соответствует их запросу. Этими наблюдениями поделились в совместном исследовании эксперты аналитической компании ЦСП «Платформа», системы оценки репутации «СКАН-Интерфакс» и Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
Авторы исследования разделили понятия корпоративной культуры как формируемого сверху ценностного «каркаса» организации и корпоративной среды, которая отражает применение ценностей в повседневной жизни компании. Они выяснили, что в условиях конкуренции за кадры на первое место вышел именно фактор среды и она должна быть комфортной и демократичной. Вывод был сделан на основе опроса 1000 работников, глубинных интервью с 10 представителями компаний ‒ лидеров рынка в сфере корпоративной культуры и 50 экспертных интервью с HR-специалистами и консультантами по стратегии и маркетингу.
В начале 2025 г. этот вывод был подтвержден еще одним исследованием. Опрос 2 896 работников из 50 000 компаний по всей России, проведенный платформой омниканального маркетинга Calltouch (входит в «Ростелеком»), показал: для большинства сотрудников всех возрастов корпоративная культура важна, потому что она объединяет людей (так ответили 60% респондентов) и мотивирует работать (35%). При этом зумерам важнее всего атмосфера в коллективе, миллениалам ‒ атмосфера и мотивация, а людям старше 40 ‒ совпадение принципов компании с их собственными.
«Ведомости. Идеи управления» выясняли, что делают сегодня крупные российские компании, чтобы их культура была привлекательной для сотрудников и соискателей.
Традиционная авторитарная модель менеджмента становится менее действенной, сегодня найдется немало сотрудников, которые выберут демократичную и свободную корпоративную среду, говорит HR-директор консалтинговой компании «Яков и партнеры» Татьяна Шилова. На рынке, уточняет она, сейчас две очень востребованных категории кандидатов: люди с опытом работы в западных компаниях, привыкшие к демократичной корпоративной культуре, и молодые специалисты, которым важна возможность диалога с работодателем. Компании пытаются воплотить в жизнь эти ценности.
Основным фактором прогрессивного бренда сегодня можно считать адаптивность, полагают авторы исследования ЦСП «Платформа», «СКАН-Интерфакс» и РАСО. Кроме того, важны воля к изменениям и скорость этих перемен, разнообразие внутренней среды, плюрализм мнений и способность к диалогу.
Однако ценности – это не только то, что прописано в документах и пылится на полках, это ежедневные действия лидеров, этика взаимоотношений, реальная забота о персонале и вовлеченность менеджмента, замечает директор по персоналу и корпоративной культуре рекрутинговой компании Manpower Ольга Гуляева. Если топ-менеджеры не показывают на собственном примере приверженность ценностям компании, то и сотрудники будут относиться к ним холодно, чувствуя фальшь, ‒ говорит она.
Реальное воплощение в жизнь корпоративных ценностей компании может иметь экономический эффект: в среде, где человеку хочется работать, часто снижается важность материальной мотивации и повышается важность мотивации нематериальной, замечает Шилова. По ее словам, в такой среде фонд оплаты если и возрастает, то умеренно, поскольку компании не нужно «перекупать» людей, они сами хотят работать в комфортной атмосфере. По данным исследования ЦСП «Платформа», «СКАН-Интерфакса» и РАСО, 76% сотрудников готовы сократить доход ради работы в компании с привлекательной внутренней атмосферой. Значительная часть респондентов (43%) даже готова к снижению заработка на 10%.
Читайте полную версию на сайте издания «Ведомости»
Источник: Ведомости, 7 апреля 2025 / «В российском бизнесе набирает силу культура диалога и экспериментов»