Российские компании экспресс-доставки нарастили свою выручку на 60% в 2024 г. до 470 млрд руб. по сравнению с 294 млрд руб. в предыдущем году, следует из данных бухгалтерской отчетности топ-50 лидеров сегмента, которую изучили «Ведомости». По сравнению с 2020 г., когда доходы компаний-лидеров составляли около 50 млрд руб., рост оказался почти 10-кратным.
Но курьерская деятельность, по расчетам «Ведомостей», оказалась одной из самых невыгодных – ее убыточность в 2024 г. достигла 11%. На фоне падения чистых доходов курьерские компании стали придерживать рост зарплат сотрудников. Если в 2022 г. российский курьер получал чуть выше среднероссийской зарплаты, то в 2024 г. – на четверть меньше, следует из данных Росстата. «Ведомости» провели расчеты того, как растут доходы компаний сектора, сколько реально зарабатывают курьеры и из-за чего этот труд перестает быть высокооплачиваемым. <...>
Рынок курьерских услуг стремительно рванул вверх в период пандемии. В IV квартале 2020 г. открыли 6600 таких вакансий, а через год их стало в 3 раза больше – 22 000, по данным HeadHunter. Пик спроса пришелся на последний квартал 2024 г., когда в стране насчитывалось более 67 000 активных вакансий этих работников.
Количество желающих поработать курьером в 2021 г. поначалу значительно превышало число вакансий. В марте 2021 г. на одну вакансию курьера приходилось 26 резюме, в июле 2021 г. – 30 резюме. Высокую конкуренцию среди соискателей, желающих работать курьерами, можно объяснить влиянием пандемии и соответствующих ограничений, отмечает представитель HeadHunter. По его словам, в связи с локдауном многие жители страны не могли трудиться на привычных местах работы и искали альтернативные варианты.
Но вскоре курьеры из профицитных специалистов стали дефицитными. Осенью 2022 г. на одну курьерскую вакансию было уже 5–6 резюме, осенью 2023 г. – 2–3. Сегодня на фоне общей гармонизации рынка труда соотношение резюме и вакансий курьеров пришло к комфортному уровню в 6–7 резюме на вакансию, отмечает представитель HeadHunter.
Количество сотрудников, занятых в доставке, еще в 2023 г. достигло 1 млн человек, писали тогда «Ведомости» со ссылкой на расчеты Российской ассоциации электронных коммуникаций на базе данных нескольких игроков рынка, в том числе «Авито», «Самоката» и «Зарплата.ру». В 2021 г. в сфере доставки работало 830 000 человек. <...>
Сейчас фокус спроса сместился в сторону качества кадров. «Компании ищут курьеров с опытом, знанием логистики, навыками работы с клиентами», – говорит руководитель отдела маркетинга и PR компании Manpower Мария Андреева. Достаточно большое количество вакансий в сегменте premium-доставки (например, в фармацевтике, электронике) остаются открытыми дольше трех недель, говорит эксперт.
Читайте полную версию на сайте издания «Ведомости»
Источник: Ведомости, 22 августа 2025 / «Выручка экспресс-доставки выросла на 60%»
Мария Андреева дополнительно прокомментировала изменения в оплате труда курьеров для сайта manpower.ru:
Конкуренция между сервисами смещается с «войны за курьеров» в плоскость «войны за клиента» — через оптимизацию цен и стоимости доставки, а также улучшение сервиса. Чтобы сохранять рентабельность в условиях ценового давления, компании вынуждены очень внимательно управлять своими крупнейшими расходами — фондом оплаты труда.
Уже сейчас достаточно сильно исчерпан «легкий» кадровый резерв. Изначально высокие зарплаты привлекли в отрасль огромное количество соискателей, включая тех, кто потерял работу во время пандемии. Сейчас этот резерв во многом исчерпан. Но компании научились работать с текучкой, выстроив эффективные, почти конвейерные системы онбординга и упростив процессы до минимума. Высокая текучесть, к сожалению, заложена в бизнес-модель, и компании уже адаптировались к ней, постоянно пополняя ряды новичками, для которых даже текущий уровень оплаты является привлекательным.
Крупные игроки произвели качественную диверсификацию форматов работы. Рынок активно использует модели фриланса и самозанятости, где курьер получает деньги строго за выполненный заказ, а не оклад. Это перекладывает риски по простою и поиску заказов на самого сотрудника и позволяет компаниям гибко управлять расходами в пиковые и спокойные часы, не повышая фиксированные ставки.
В итоге, мы видим не остановку роста зарплат, а их рационализацию. Рынок проходит этап «здоровой коррекции», когда компании ищут точку баланса между необходимостью привлекать сотрудников и требованием к своей собственной экономической эффективности в условиях ужесточающейся конкуренции. Дальнейший рост оплаты труда курьеров будет точечным и более тесно связанным с эффективностью и уникальными компетенциями самого сотрудника (работа с тяжелыми грузами, хрупкими товарами, знание иностранных языков для работы в премиум-сегменте), а не с массовым ажиотажем.