Результаты были представлены на V международной научно-практической конференции «Приверженность вопросам психического здоровья», которую проводит РУДН в партнерстве с Manpower.
Рис. 26 Ключевые выводы ежегодного исследования «Личность и психическое здоровье» 2024 года.
Результаты исследования в 2024 году показывают, то старшее поколение (45+), с богатым опытом жизни и преодоления периодов неопределённости, оказывается более гибким[1] чем поколение 25+. Можно сказать, что молодое поколение находится в поиске фундамента для карьерного и жизненного развития, нуждается в подтверждённой системе координат, в которых оно воспринимает как гарантии на обозримый период. Старшее поколение воспринимает неопределённость как данность и относится к вызовам как к задачам, а не препятствиям в развитии.
Феномен замещения дел словами становится заметен при совмещении данных двух блоков исследования: драйверов психической активности[2] и изменений в использовании ненормативной лексики (мат) в жизни и на работе. Исследуя поведение драйверов, заметно, что в 2024 году происходит сильное снижение по драйверу «цели»[3]. То есть респонденты в целом снижают качество адаптации в постоянно меняющейся обстановке: становятся дезориентированы, лишаются ясности в том, что надо делать сейчас, и к чему стремиться. Гипотеза экспертов Manpower состоит в том, что в такой ситуации у респондентов в первую очередь страдает область активных дел (нет целей – нет шагов по достижению). Но мозг (психика) не терпит пустоты и происходит замещение активности (дел), которые не выполняются или которые невозможно выполнить в силу внешних условий, на вербальном уровне через «сильные» слова. Для психики «сильные» слова не только «выпуск пара» и сброс эмоций, но и аналог «дела», расстановки по местам и определение своей позиции по отношению к настоящему. Таким образом снижение деятельности сопровождается ростом вербальной активности и балансирует психику.
К традиционным ценностям в исследовании относится семья и дети и рассматривается как их наличие влияет на драйверы психической активности.
Если смотреть на семейное положение в результатах 2024 года, то заметно, что самый высокий средний показатель[4] по драйверам у респондентов, состоящих в браке (5,22) против одиноких (4,66). Если смотреть на поколения, то показатели выше у людей старшего возраста (6,02 у поколения бэби бумеров), и низкие у молодёжи – 4,76 и 4,71 у поколений Y и Z соответственно.
Таким образом именно привлечение семейных людей с детьми обоих полов к активной корпоративной жизни поможет компаниям:
С полной версией обзора рынка за 4 квартал 2024 года и анализ экономических факторов, влияющих на рынок труда, можно ознакомиться в полном новом выпуске «Перспективы рынка труда, человеческого капитала и гибридной занятости» Manpower.
Михаил Тузов, руководитель департамента бизнес-аналитики и решений Manpower
Обратно к Дайджесту Talent & HR
Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work Human Age Outlook
Заполните, пожалуйста, форму:
1 Под термином «гибкий» понимается предпочтение, которое отдаётся респондентом исследования ценностям Agile манифеста.
2 Методика драйверов разработана и валидирована РУДН.
3 В исследовании представлено 3 драйвера: цели, люди, время.
4 В исследовании применяется 7-балльная шкала.