Деловая активность во 2 квартале в России демонстрировала признаки замедления, что подтверждается снижением ключевых индикаторов делового климата.
Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России в июне был на уровне 2,9, снизившись на 1,8 пункта с марта и на 7,4 пункта с июня прошлого года. Банк России констатировал замедление роста экономической активности. Деловая активность снизилась у всех предприятий по численности, но в большей степени снизилась оценка бизнес-климата средними компаниями. Уменьшились как текущие оценки производства и спроса, так и краткосрочные ожидания. Оценки текущих бизнес-условий снизились в целом по экономике, кроме добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства. Наиболее значимое снижение оценок наблюдалось в обрабатывающих производствах (особенно среди производителей потребительских и промежуточных товаров). Загрузка мощностей в 1к25 уменьшилась до значений чуть ниже максимумов 2023–2024 годов. Среди сложностей все компании наиболее часто отмечали рост издержек, дефицит кадров и недостаток средств для финансирования оборотного капитала. На протяжении первого полугодия происходило замедление инвестиционной активности компаний и доступности кредитных ресурсов. Ускорение роста инвестиций происходило только в сельском хозяйстве, электроэнергетике и водоснабжении. Все компании продолжали отмечать нехватку высококвалифицированного персонала и сотрудников рабочих специальностей. Наиболее острый дефицит кадров продолжали испытывать обрабатывающие предприятия, которые производят продукцию инвестиционного и потребительского назначения. Планы компаний по найму работников стали более позитивными в большинстве отраслей, за исключением торговли автотранспортными средствами и сельского хозяйства. Большинство опрошенных компаний не планировали повышать зарплату во 2 квартале, поскольку уже сделали это в начале года.
Индекс предпринимательской уверенности Росстата в обрабатывающем секторе в июне снизился до 0,5% на 2,2 процентных пункта с марта. В мае индекс уходил в отрицательную зону, но к июню вырос на 0,8 пп, выйдя вновь в зону активности за счет преобладания позитивных оценок перспективы выпуска продукции в течение ближайших 3 месяцев. Сдерживали рост индекса оценки спроса в текущем месяце на продукцию на внутреннем рынке и рост текущих запасов готовой продукции. Хотя на протяжении квартала численность персонала росла, компании продолжали оценивать ее как недостаточную для реализации производственных задач. Индекс в секторе добычи полезных ископаемых в июне оставался в отрицательной зоне -3,1%, снизившись еще на 1,1 пп с марта и достигнув минимального значения за квартал из-за продолжающейся негативной оценки спроса на внутреннем и внешнем рынках на ближайшие 3 месяца. В течение квартала численность персонала показала слабый рост, несмотря на снижение прибыли компаний.
Сезонно скорректированный индекс промышленности (PMI) S&P Global Russia составил 47,5 в июне, снизившись на 0,7 пп с марта. Спад стал третьим за последние четыре месяца и самым резким с марта 2022 года из-за сокращения экспортного спроса в конце второго квартала и снижения покупательной способности клиентов. Негативная оценка перспектив спроса выразилась в сокращение темпов производства уже четвертый месяц подряд, закупок, а также численности персонала. При этом респонденты производственных компаний отмечали реальное замедление инфляции. Ожидания на ближайший квартал, вопреки текущей ситуации, были позитивными, подкрепленными надеждами на улучшение спроса.
Сезонно скорректированный индекс сферы услуг (PMI) S&P Global Russia составил 49,2 в июне, снизившись на 0,9 пп с марта. Падение деловой активности стало первым за 2025 год, чему способствовало сокращение спроса и замедление продаж. Отдельные кейсы сохранения роста продаж респонденты связывали с рекомендациями клиентов и конкурентоспособным ценообразованием. Респонденты компаний сферы услуг также отмечали реальное замедление инфляции, на операционные затраты больше всего влиял рост ФОТ. Респонденты отмечали выросшую добровольную текучесть персонала, но темпы найма нового персонала замедлились. Потеря импульса клиентского спроса способствовала снижению оптимизма в отношении перспектив продаж и объемов предоставления услуг на следующий год.
Согласно индексу реальных потребительских расходов Сбериндекс объем общего потребления в мае находился примерно на уровне 1 квартала. Потребление продовольственных товаров незначительно снизилось, а услуг – выросло на 2%. Потребительские расходы увеличились в июне на 9.4 % г/г. С марта по май объем ФОТ по данным Сбера в среднем вырос на 9%, наибольшее увеличение заметно в отраслях транспорта и строительства.
В резюме обсуждения ключевой ставки от 06.06.2025 отмечали медленное снижение положительного разрыва выпуска (перегрева экономики). Рост ВВП в 1к25 по данным Росстата, замедлился, а большинство оперативных индикаторов за апрель — май указывают на продолжение плавного замедления роста внутреннего спроса. Совет директоров Банка России снизил ключевую ставку на 100 б.п. до 20,00% годовых, но дали сигнал о необходимости поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. По данным мониторинга, нормализация на рынке труда продолжилась: все больше компаний в промышленности сообщали о полной укомплектованности персоналом и снижении количества рабочих смен, пересматривают индексации. Происходило перераспределение рабочей силы по отраслям. Но дополнительных признаков снижения напряженности не появилось. В ряде отраслей по-прежнему отмечался рост дефицита кадров, в целом зарплаты продолжали расти высокими темпами (по данным Росстата, 15,3% г/г в номинальном выражении в апреле). Наиболее выраженным сигналом улучшения ситуации, по мнению Банка России, станет начало сближения темпов роста зарплат с темпами роста производительности труда.
По данным отчета Российского союза промышленников и предпринимателей в мае 2025 года доля российских компаний, планирующих сократить расходы, выросла до 74% против 58% в январе. Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, - падение спроса и финансовые трудности. 93% компаний оптимизируют административные затраты, а 18% сокращают расходы на персонал - в два раза чаще, чем в начале года.
Таким образом, в российской экономике фактически произошла коррекция после перегрева 2024 года, но без резкого спада. Жесткая денежно-кредитная политика сработала на замедление инфляции и деловой активности. Многие сегменты нормализуются, включая и рынок труда. Бизнес адаптируется к замедлению экономики через оптимизацию затрат, включая расходы на персонал.
По текущим сигналам рынка в 3 квартале вероятнее всего сохранится:
Ухудшение внешних или геополитических условий может резко усугубить текущую ситуацию и привести к более глубокому замедлению экономики. Жесткость экономических условий может провоцировать высвобождение части работников, что улучшит состояние рынка труда. Маловероятны масштабные увольнения, вероятнее перераспределение рабочей силы между отраслями и общее замедление темпов создания новых рабочих мест. Рост зарплат вероятнее всего продолжит замедляться, но без сопоставимого роста производительности труда. Умеренная индексация зарплат во втором полугодии 2025 возможна только в отдельных отраслях с более высокой прибыльностью или потреблением. Массового роста ФОТ не ожидается — компании консолидируются и сокращают административные и кадровые расходы.
Прошлогодний импульс повышения заработных плат продолжит оказывать влияние на соискательскую активность, что также может отразиться в текучести персонала.
В 3 квартале 2025 года рынок труда будет демонстрировать признаки охлаждения и выраженной дифференциации с сохраняющимся дефицитом квалифицированных кадров и более умеренным ростом заработных плат на фоне растущего давления на компании в части оптимизации затрат.
Михаил Тузов, руководитель департамента бизнес-аналитики и решений Manpower
Илона Платонова, бизнес-аналитик департамента бизнес-аналитики и решений Manpower
Обратно к Дайджесту Talent & HR
Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work Human Age Outlook
Заполните, пожалуйста, форму:
Использованы материалы:
cbr.ru/analytics/dkp/monitoring/0625/
rosstat.gov.ru/storage/mediabank/99_02-07-2025.html
pmi.spglobal.com/Public/Home/PressRelease/85b0e407e31744cca55fea9ea70f02d4
pmi.spglobal.com/Public/Home/PressRelease/a3e14f0c61f24bc68ce9055360e77aeb
sberindex.ru/ru/dashboards/consumper-spending-index-sa
sberindex.ru/ru/dashboards/ver-izmenenie-trat-po-kategoriyam
sberindex.ru/ru/dashboards/izmenenie-obema-fot
Резюме обсуждения ключевой ставки | Банк России
kskgroup.ru/press-center/smi/pochemu-tri-iz-chetyryekh-kompaniy-v-rossii-vklyuchayut-rezhim-ekonomii/