На связи с вами

info@mail.manpower.ru

ИИ-готовность. Исследование Manpower

Manpower продолжает исследовать разные аспекты гибридной занятости, в том числе, связанные с влиянием искусственного интеллекта на мир работы. Одним из парадоксов эпохи «Hybrid Work & Human Age» является дихотомия Искусственный интеллект & Человеческий интеллект. Когда исследование о гибридной занятости было описано в выпуске Перспективы Manpower впервые в 2023 году, эта дихотомия только получала свое развитие. К 2025 году она стала поистине трендовой после усовершенствования ChatGPT от OpenAI и разработок других моделей, которые получили распространение у пользователей по всему миру. Manpower решил оценить реальную готовность компаний к применению искусственного интеллекта (далее ИИ) и степень его внедрения1 на основе собственного исследования и аналитики данных открытых источников.

В 2023 году ответы опроса Manpower почти поровну разделились для вопроса про использование ИИ: 44% уже пробовали применять новые технологии, а остальные ждали, пока технология будет усовершенствована и вопросы с рисками будут урегулированы.

Опрос 2024 года показал более открытую позицию к использованию ИИ:

82% респондентов в 2024 году выражали готовность использовать искусственный интеллект в своей работе.
Но только 11% реально использовали его.

В ответах не прослеживается зависимости от пола, но есть корреляция с возрастом респондентов:


Рис. 22 Готовность использования ИИ по возрастным группам, данные опроса Manpower2.


Наиболее позитивно относятся к использованию ИИ в работе респонденты моложе 30 лет и возрастной группы 40–49 лет. Обе группы, очевидно, видят возможности для применения ИИ, группа 40+ оценивает технологию с целью повышения не только собственной эффективности, а эффективности команд и бизнеса в целом. Старшее поколение (50+) относится к внедрению технологии более осторожно. Любопытно, что группа 30–39 лет выразила более слабую готовность к применению ИИ. Негативно высказались в этой группе, в основном ИТ-специалисты. Возможно, они ощущают риски трансформации своей профессии или видят ограниченность и риски применения ИИ в своей специализации.


Рис. 23 Готовность использования ИИ по уровню позиции, данные опроса Manpower3.

Ожидаемо, специалисты в большей мере проявляют готовность к использованию ИИ и применяют его в повседневной работе. Чаще всего технологии используются для рутинных задач и точечных запросов. Вместе с этим среди руководителей готовность использовать ИИ составляет 75%. При этом их ответы отличаются более широким подходом: они рассматривают применение технологий не только в рамках личных рабочих задач, но и на уровне команды или всей организации. Наиболее низкий уровень готовности и фактического использования ИИ демонстрируют индивидуальные предприниматели без подчиненных. Наблюдается закономерность: чем выше уровень управленческой ответственности, тем выше готовность к внедрению ИИ. Самые высокие показатели отмечаются у собственников бизнеса с командой и у директоров.

20% руководителей уже используют ИИ в работе, а 60% - готовы попробовать.

Распределение ответов по отраслям бизнеса неоднородно: респонденты проявляют большую заинтересованность в использовании ИИ в отраслях «Информация и связь», «Финансы и страхование» и «Услуги для бизнеса». Наименьший интерес наблюдается в традиционных отраслях: «Строительство» и «Государственные организации».


Рис. 24 Готовность использования ИИ в зависимости от размера организации, данные опроса Manpower4

Крупные компании5 в России являются лидерами в готовности (81%) использовании ИИ, а 12% респондентов уже используют ИИ в работе. Согласно ответам, крупныe компании выбирали разные модели внедрения ИИ, но преобладали распределенные и смешанные моделибез сформулированной стратегии. В крупных компаниях в 2024 году еще не было централизованного корпоративного подхода, хотя некоторые респонденты упоминали команды ответственных за внедрение ИИ. Однако наиболее активно используют ИИ в малом бизнесе (23%) с преобладанием смешанной модели внедрения, то есть с назначением ответственного лидера или команды – чаще всего IT. В небольшой компании с простыми процессами больше возможностей для быстрого внедрения автоматизации, что позволяет какое-то время не нанимать дополнительных сотрудников.

Крупные компании демонстрируют наибольшую готовность к внедрению ИИ, однако практическое применение происходит в малом бизнесе.
В целом прослеживается процесс зрелости внедрения ИИ. Среди работающих по распределённой модели половина респондентов считает необходимым централизовать ответственность за использование ИИ. При этом 30% опрошенных, в чьих компаниях уже назначен ответственный за работу с ИИ, отмечают, что технология должна применяться не только для отдельных задач, но и глубже интегрироваться в основные процессы и продукты компании. Таким образом, выстраивается логичная последовательность: сотрудники начинают с точечного использования ИИ на отдельных задачах, затем видят его потенциал для более широкого применения в процессах, и в итоге приходят к пониманию необходимости централизованного управления внедрением.

Результаты исследований других компаний демонстрируют растущее принятие использования ИИ. Например, по данным "Авито Работа", 35% опрошенных россиян открыты к использованию ИИ и 17% планируют воспользоваться нейросетевыми инструментами при следующем поиске работы7. Молодежь в возрасте 18–24 лет

активнее использует ИИ, но и люди 55–64 лет демонстрируют открытость к новым инструментам: 20% готовы применять ИИ при поиске работы. Согласно данным опроса Superjob, 54% россиян позитивно оценивают внедрение ИИ в госструктуры, считая, что он снизит коррупцию и повысит объективность решений8. А по данным опроса VK Predict и консалтингового агентства Prognosis, 70% респондентов-представителей среднего и крупного бизнеса уже применяют ИИ в своей работе в 2025 году9. Из них 42% ожидают увеличение производительности труда, 36% - рост объема выручки от клиентов и 35% - сокращение расходов. Готовность к использованию гибридного труда — взаимодействия человека и искусственного интеллекта — косвенно подтверждается прогнозами Всемирного экономического форума. Согласно его данным, к 2030 году значительно возрастёт спрос на технологические профессии, связанные с ИИ, анализом данных и кибербезопасностью10. Некоторые платформы фиксируют всплеск спроса на специалистов с навыком использования нейросетей. Так, по данным «Авито Работа», в 2024 году число вакансий, в которых требуются навыки взаимодействия с нейросетями, увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с 2023 годом — несмотря на то, что такие объявления пока составляют небольшую долю от общего числа вакансий11. Рост спроса на эти навыки будет означать, что у компаний выстроена нужная организационная и технологическая инфраструктура.

Таким образом, уже в 2024 году сотрудники и соискатели демонстрировали высокую готовность к использованию ИИ. К 2025 году эта готовность, с большой долей вероятности, перешла в практическое применение. Однако, как показало исследование Manpower, точечное внедрение ИИ по распределённой модели внутри компаний со временем потребует систематизации. Поэтому компании должны централизовать регламенты использования ИИ и закрепить ответственность, так как использование сторонних сервисов сопряжено с рисками.

Согласно опросу Manpower, респонденты полагают, что ответственность за определение стратегии или регламента работы с ИИ должны нести департаменты IT, HR и CEO компании.


Рис. 25 Ответственность за лидерство по внедрению ИИ, данные опроса Manpower.

Интересно, что крупные международные компании идут по пути кросс-функциональных связей именно этих команд. Например, биотехнологическая компания Moderna вообще объединила свои HR и IT департаменты. Это отражает фундаментальный сдвиг в понимании ценности: «HR больше не только о людях. IT больше не только о системах. Настоящая ценность заключается в том, как люди и системы взаимодействуют — бесшовно, интеллектуально, адаптивно»12.
А от CEO зависит главное: отношение компании к внедрению инноваций.
На данном этапе ИИ еще находится в активной фазе разработки, однако уже обладает потенциалом стать революционной технологией. При этом не обязательно, чтобы ИИ стал неотъемлемой частью всех бизнес-процессов компаний. Согласно исследованию Manpower, отдельные сотрудники открыты к использованию новых технологий и, скорее всего, сами начнут внедрять ИИ для решения рабочих задач. Использование ИИ для оптимизации бизнес-процессов становится не только фактором эффективности, но и конкурентным преимуществом на рынке труда, поскольку соискатели предпочтут компании с эффективными и выстроенными рабочими процессами и организованными рабочими условиями. В связи с этим Manpower прогнозирует, что большинство компаний так или иначе столкнутся с изменением рынка труда вследствие соискательских предпочтений. Готовность компании к этому вызову и масштаб внедрения будут зависеть от CEO. В одних организациях ИИ может стать инструментом отдельных специалистов или подразделений, в других — повысить эффективность отдельных процессов, а в некоторых — может усилить бизнес-модель компании или даже полностью трансформировать ее. Очевидно одно: без должного внимания и регламентации использования ИИ бизнес, вероятнее всего, столкнется с существенными рисками — от утечки конфиденциальной и персональной информации до потери клиентов вследствие трансформации рынка и клиентских запросов.
Компании, которые хотят получить выгоду от использования технологий, должны возглавить изменения. HR должен стать проактивным партнером во внедрении ИИ.

Что должно быть в фокусе HR?

1. Разработка или доработка политик информационной безопасности и допустимого использования совместно с юридическим и IT-отделами. Для снижения рисков работа со сторонними сервисами должна быть регламентирована.
2. Аудит бизнес-процессов совместно с CEO или бизнес-подразделениями для выявления мест, которые могут быть автоматизированы с помощью ИИ для повышения эффективности и ускорения процессов. Начать аудит можно с самих HR-процессов.
3. Переосмысление ролей и компетенций. HR совместно с CEO или бизнес-подразделениями может определить новые требуемые компетенции (например, навыки работы с промптами) и запустить программы обучения сотрудников, чтобы они могли эффективно использовать новые инструменты.
4. Управление изменениями и коммуникация. Использование, и особенно централизованное внедрение ИИ может вызывать опасения у сотрудников, связанные с потерей работы или изменением привычных функций. Также необходимо развивать среду, где сотрудники не боятся экспериментировать с новыми технологиями и делиться опытом, и поддерживать "пилотные" проекты.

В новой парадигме HR может не просто адаптироваться к внедрению технологий, а стать драйвером изменений, создавая баланс между технологиями и человеческим капиталом.

 

Михаил Тузов, руководитель департамента бизнес-аналитики и решений Manpower

Илона Платонова, бизнес-аналитик департамента бизнес-аналитики и решений Manpower


Обратно к Дайджесту Talent & HR

 

Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work Human Age Outlook

Заполните, пожалуйста, форму:

 

1 Данные опросов Manpower в 2023–2024 годах. В опросе 2024 года приняло участие 135 респондентов, диверсифицированная половозрастная и отраслевая выборка.

2 Исключены ответы без указания респондентами возраста.
3 Исключены ответы неработающих респондентов.
4 Исключены ответы неработающих респондентов.
5 Размер организации 200 и более сотрудников.
6 В опросе использовалась следующая терминология моделей внедрения:

7 biz.cnews.ru/news/line/2025-06-16_avito_rabota_20_rossiyan
8 superjob.ru/pro/6322/
9 vk.company/ru/press/releases/11999/
10 weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2025/digest/
11 avito.ru/company/press/avito_rabota_spros_na_specialistov_s_navykami_ii_vyros_bolee_chem_vchetvero
12 linkedin.com/posts/anitalettink_futureofwork-hrtech-ai-activity-7330476174227238913-tZn-