На связи с вами

info@mail.manpower.ru

Релокация бизнеса и гибридная занятость. Интервью с Мариной Семеновой, управляющим партнером и акционером Intermark Relocation

«Каждый год в рамках развития своей карьеры десятки тысяч людей по всему миру переезжают за границу или в другой регион внутри страны. Часто это — высококвалифицированные специалисты и топ-менеджеры, перед которыми стоят важные для компаний задачи — открывать и развивать новые рынки, внедрять корпоративную культуру и уникальные технологии в подразделениях компаний, запускать производственные или торговые площадки, — говорит Марина Семенова, управляющий партнер и акционер компании Intermark Relocation. — Чтобы переезд в новую страну прошел максимально комфортно, сотрудники быстро приступили к работе, а их семьи — адаптировалась к жизни в новом месте, компании пользуются поддержкой релокационных компаний.

Intermark Relocation — один из лидеров этого рынка в России и странах СНГ. Мы помогаем оформить визы и разрешения на работу, найти временное и постоянное жилье, перевезти вещи и животных, адаптироваться на новом месте в России, СНГ, странах Восточной и Западной Европы, в ОАЭ.

Сегодня в нашей компании больше 150 сотрудников. Я работаю в компании более 20 лет и прошла путь от консультанта по релокации до управляющего партнера и акционера компании».

Тренды гибридной занятости

Manpower наблюдает переход мышления от гибридной работы — совмещение офиса и удалённой работы — к гибридной занятости — более широкому толкованию совмещения разных форм занятости. Сейчас нужно уметь балансировать между решениями в ситуациях, где ранее можно было выбрать одно предпочтительное решение или формат. В частности, для занятости компании ищут баланс:

— Какие из представленных вариантов Вы можете назвать наиболее актуальными для Вашей компании?

— На мой взгляд, все описанные и так точно сформулированные парадоксы актуальны для бизнесов, которые работают и развиваются в современном Vuca/Bani/Shiva мире. Остановлюсь на двух из них.

В нашей компании уже больше 10 лет доступна гибридная форма занятости. С самого начала своей карьеры управленца я придерживалась точки зрения, что контроль через присутствие сотрудников в офисе — некая форма самообмана для менеджеров, особенно в работе с зумерами. Мотивированный и увлеченный работой человек, имея возможность выбирать пространство, где он чувствует себя наиболее продуктивным, будет выполнять задачи намного эффективнее, чем сотрудник, для которого работа из офиса — рутинная и неприятная обязанность. В то же время еще одна политика Intermark — у менеджеров подразделений есть полномочия определять, что для их команды будет наиболее эффективно.

❕ Одна из наших руководительниц — бейби-бумер — настаивала, чтобы большинство сотрудников присутствовало в офисе. С введением ковидных ограничений, как и все сотрудники, она была вынуждена перестроить работу своей команды на полностью удаленный режим. Выйдя из зоны комфорта и оценив эффективность команды, она приняла более расслабленную позицию. Последние 3 года она работает полностью удаленно, а команде дала возможность самостоятельно выбирать режим работы.

❕ Этот опыт и наработанная практика помогли нам в 2022 году, когда больше 30% нашей команды стало находиться в других городах и странах. Сейчас мы эффективно взаимодействуем несмотря на то, что многие из сотрудников, работающих вместе, никогда не встречались лично.

— С какими из приведённых парадоксов сталкиваются Ваши клиенты?

— В 2022 году многие наши клиенты были вынуждены полностью релоцировать бизнес и команды в другие страны. Они столкнулись с необходимостью одновременно трансформировать бизнес под новую географию и внедрить эффективную модель управления рисками, которые обязательно возникнут при таких масштабных изменениях. Для таких задач мы разработали комплексную услугу по подбору юрисдикции и страны для релокации бизнеса.

Проанализировав бизнес клиента, мы подбираем подходящую страну по следующим критериям:

С таким глубоким анализом наши клиенты могли принять оперативное решение по выбору новой географии, после чего мы составляли подробную дорожную карту релокации и помогали клиенту быстро и эффективно трансформировать бизнес с минимальными рисками.


Поиск баланса между западной и другими культурами

— Есть ли общие черты или особенности ведения бизнеса и поведения сотрудников при работе "на Восток": в Узбекистан, Казахстан, Турцию, ОАЭ, Китай и др.?

– В Intermark мы работаем в настоящей синергии различных культур — в России у нас большое портфолио азиатских корпоративных клиентов, мы представлены в странах Центральной Азии и ОАЭ.

В Казахстане и Узбекистане Intermark работает более 10 лет, у нас есть офисы в Алматы, Астане и Ташкенте. При ведении бизнеса в странах Центральной Азии очень полезно знать основы культуры и традиции вашей страны присутствия. Это позволит быстрее установить деловые контакты с локальными партнерами и облегчит руководство локальной командой.

— В августе 2023 года было анонсировано расширение БРИКС. С января 2024 года новыми членами станут Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия.  Как это расширение повлияет на Ваш бизнес? Готовитесь ли сейчас к такому смещению центров сил и развороту России на Восток и Африку?

— Мы видим, что наши клиенты — российские компании — не только готовятся к выходу на рынки Африки, Южной Америки и Востока, а уже существенно продвинулись в этом процессе. Это касается компаний в сфере IT, сервисов B2B, а также производственных и технологических компаний. С одной стороны, на этих рынках компании из России сталкиваются с меньшим количеством препятствий с точки зрения санкционного давления и сложностей с банками. С другой стороны, рынки этих стран высококонкурентны, и стоимость ведения бизнеса может быть выше, чем в России. Несмотря на это, мы видим нацеленность многих российских компаний достичь успеха в странах БРИКС и надеемся, что ближайшие годы это подтвердят.

— Фокус разворота на Восток меняет положение некоторых регионов и отраслей в России. Например, регионы Дальнего Востока и Севера получают развитие в результате активизации Северного морского пути и торгового оборота со странами Юго-Восточной Азии. Какие особенности на российском рынке труда Вы замечаете в результате изменения баланса в отношениях с Западом и Востоком?  

— В начале 2022 года было популярным мнение, что на российский рынок выйдет большое количество специалистов из покинувших страну иностранных компаний и рынок труда станет рынком работодателя. В реальности в 2023 году борьба за таланты не прекратилась, а в ряде областей — IT, технический профессионал, руководители производств — даже обострилась. На наш взгляд, на это влияет целый ряд причин: релокация высококвалифицированных специалистов за рубеж, активное развитие азиатских компаний на российском рынке, необходимость локализации IT-сервисов и выстраивания новых логистических и технологических процессов. Для синих воротничков ощутимым фактором стал военный призыв. Маловероятно, что эта ситуация изменится в ближайшее время.

— Усилился ли запрос на построение карьеры в регионах России? С учетом квалификационно-отраслевого дисбаланса на российском рынке труда, государство и компании стимулируют трудовую миграцию. Если в Вашей индустрии активно используют межрегиональную релокацию, в какие регионы сотрудники соглашаются релоцироваться, а куда — менее охотно, и почему?

— Мы, безусловно, видим тренд на привлечение сотрудников в другие регионы России, особенно это касается высококвалифицированного технического персонала, руководителей производств и управленцев. Часто большой сложностью становится убедить кандидата переехать из Москвы или других крупных городов в небольшой город, где находится производство, оставить налаженный быт, собственную квартиру в любимом районе, всю инфраструктуру и возможности мегаполиса. Для того чтобы убедить кандидатов принять предложение, подразумевающее релокацию в небольшой город, компании привлекают релокационные компании. Мы рекомендуем работодателю организовать ознакомительный визит для будущего сотрудника в будущее место проживания, во время которого мы покажем позитивные стороны новой локации, подходящие квартиры для проживания, школы и детские сады, места для досуга. Также немаловажно выделить достаточный бюджет съема качественного жилья и организации переезда.


Омниканальная карьера

— Считаете ли Вы тренд на омниканальную карьеру актуальным?

— По мере того, как поколение зумеров начинает занимать более существенную часть рынка труда, работодатели сталкиваются с задачей — адаптироваться к тому, что финансовый пакет является не единственной и даже не самой важной частью мотивации сотрудников. Для них важны творческая самореализация, баланс работы и жизни, возможность следовать за своими увлечениями и приобретать новый опыт. Умение дать сотрудникам возможность строить омниканальную карьеру, не покидая основное место работы, стало важным преимуществом в борьбе за найм и удержание талантов.

Intermark, как работодатель, следует за этим трендом. Мы изучаем интересы наших сотрудников и ищем возможность дать пространство для реализации их внутри и вне компании. Например, когда мы узнали, что одна их наших консультантов по релокации увлекается историей Москвы, мы организовали для нее обучение по этому направлению. Теперь она может использовать эти навыки не только для того, чтобы проводить экскурсии для наших сотрудников и клиентов, но и в свое удовольствие вне компании. Другая наша сотрудница страстно увлечена темой экологии. Помимо того, что она возглавляет наш офис в Сербии, она работает над нашей сертификацией по sustainability и развивает проект организации food bank в рамках нашего сервиса по перевозкам.

— Ваша компания работает на международных рынках, какие особенности построения карьеры в разных странах Вы наблюдаете?

— Одно из преимуществ построения карьеры в России, особенно в частном бизнесе, намного более быстрый рост до управленческих позиций, чем в Европе и странах Азии.

Общий тренд и в России, и на Западе — все большая карьерная мобильность и готовность к частой смене работы, в то время как в Азии пока сохраняется тренд на верность работодателю и долгую карьеру в одной компании. 

На особенности построения карьеры большое влияние оказывает трудовое законодательство страны. Например, в странах, где увольнение сотрудника сопряжено с выплатой больших компенсаций, например, как в Испании и Италии, сотрудники менее заинтересованы в выполнении KPI, чем в странах, где расстаться с сотрудником легче. Однако обратная стороны медали — в том, что компании неохотно расширяют штат и берут молодых специалистов на работу, поэтому поиск работы после университета может растянуться на 1-2 года.

В целом и мы, и наши клиенты из разных стран замечают постепенное взаимопроникновение тенденций по построению карьеры в разных странах, в том числе благодаря автоматизации многих рутинных функций с помощью ИИ. На первое место для зумеров выходит развитие способностей и самореализация. Это и вызов для работодателей, и возможность для нахождения новых точек роста и эффективности бизнеса.

Автор статьи: Марина Семенова, управляющий партнер и акционер компании Intermark Relocation

Обратно к Дайджесту Talent & HR