На связи с вами

info@mail.manpower.ru

Legal case. Как избежать штрафов из-за ненадежных поставщиков

Дата публикации: 31.10.2024

Почему все участники рынка обязаны проявлять должную осмотрительность?

Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятия должной осмотрительности и не обязывает налогоплательщиков ее соблюдать. Тем не менее, сущность и критерии применения должной осмотрительности определены в судебных актах высших судов Российской Федерации, а также многочисленных письмах Федеральной налоговой службы (ФНС).

«Проявление надлежащей или должной осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта1

Какие последствия ждут налогоплательщика, не проявившего должную осмотрительность при выборе поставщика? Если вы выбрали недобросовестного поставщика, вам придется за это заплатить: налоговые органы вправе доначислить налоги, отказать в льготах и вычетах.

Такой вывод основывается на общепринятом подходе судов и налоговых органов, сформировавшимся после введения в НК РФ ст. 54.1 в 2017 году:

  1. наличие или отсутствие документов, подтверждающих проявление осмотрительности при выборе контрагента и реальность операций с ним может указывать на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком;
  2. если контрагент оказался недобросовестным с точки зрения уплаты налогов и сборов, ответственность за это несет налогоплательщик, если не докажет, что проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.

По мнению Верховного суда РФ, критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ2. Это означает, что глубина проверки должна зависеть в том числе от цены сделки, периодичности закупок, отнесения сделки к стандартной или, наоборот, уникальной хозяйственной практике налогоплательщика.

Тем не менее, опираясь на положения Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации", можно выделить этапы проверки, на которые чаще всего обращают внимание налоговые органы и суды.

Результаты всех перечисленных этапов проверки необходимо фиксировать и сохранять в досье контрагента (распечатки, скан-копии, принтскрины, переписка, фото и т.д.).

Несмотря на то, что суды все чаще принимают сторону налоговых органов в споре с налогоплательщиками, у бизнеса есть все возможности доказать должную осмотрительность при выборе контрагента, даже если последний оказался неблагонадежным. Для этого важна систематическая работа по проверке контрагентов, начиная от этапа выбора поставщика и заканчивая правильным заполнением документов, подтверждающих факт выполнения сделки. Мэнпауэр рекомендует обратить внимание на существующие бизнес-процессы по отбору поставщиков и локальные нормативные акты компании (например, политика по работе с поставщиками), а также время от времени проводить аудиты документации поставщиков, с которыми компания работает на регулярной основе.

С чек-листом для проверки контрагента можно ознакомиться в полном новом выпуске «Перспективы рынка труда, человеческого капитала и гибридной занятости» Manpower.

 

Александра Рыбакова, заместитель директора департамента юридического сопровождения и контроля Manpower


Обратно к Дайджесту Talent & HR

 

Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work & Human Age Outlook? 

Заполните, пожалуйста, форму:

 

1 Письмо ФНС России от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@

2 "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)