Почему все участники рынка обязаны проявлять должную осмотрительность?
Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятия должной осмотрительности и не обязывает налогоплательщиков ее соблюдать. Тем не менее, сущность и критерии применения должной осмотрительности определены в судебных актах высших судов Российской Федерации, а также многочисленных письмах Федеральной налоговой службы (ФНС).
«Проявление надлежащей или должной осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта1.»
Какие последствия ждут налогоплательщика, не проявившего должную осмотрительность при выборе поставщика? Если вы выбрали недобросовестного поставщика, вам придется за это заплатить: налоговые органы вправе доначислить налоги, отказать в льготах и вычетах.
Такой вывод основывается на общепринятом подходе судов и налоговых органов, сформировавшимся после введения в НК РФ ст. 54.1 в 2017 году:
По мнению Верховного суда РФ, критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ2. Это означает, что глубина проверки должна зависеть в том числе от цены сделки, периодичности закупок, отнесения сделки к стандартной или, наоборот, уникальной хозяйственной практике налогоплательщика.
Тем не менее, опираясь на положения Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации", можно выделить этапы проверки, на которые чаще всего обращают внимание налоговые органы и суды.
Результаты всех перечисленных этапов проверки необходимо фиксировать и сохранять в досье контрагента (распечатки, скан-копии, принтскрины, переписка, фото и т.д.).
Несмотря на то, что суды все чаще принимают сторону налоговых органов в споре с налогоплательщиками, у бизнеса есть все возможности доказать должную осмотрительность при выборе контрагента, даже если последний оказался неблагонадежным. Для этого важна систематическая работа по проверке контрагентов, начиная от этапа выбора поставщика и заканчивая правильным заполнением документов, подтверждающих факт выполнения сделки. Мэнпауэр рекомендует обратить внимание на существующие бизнес-процессы по отбору поставщиков и локальные нормативные акты компании (например, политика по работе с поставщиками), а также время от времени проводить аудиты документации поставщиков, с которыми компания работает на регулярной основе.
С чек-листом для проверки контрагента можно ознакомиться в полном новом выпуске «Перспективы рынка труда, человеческого капитала и гибридной занятости» Manpower.
Александра Рыбакова, заместитель директора департамента юридического сопровождения и контроля Manpower
Обратно к Дайджесту Talent & HR
Хотите получить на почту полный выпуск аналитики рынка от Manpower Hybrid Work & Human Age Outlook?
Заполните, пожалуйста, форму:
1 Письмо ФНС России от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@
2 "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)