Рынок труда в Российской Федерации в 1 квартале 2023 года можно считать рынком кандидатов: в феврале hh индекс по всей России составил 4,3[1], а соотношение количества вакансий к численности незанятых трудовой деятельностью в январе составило 2,4[2], -10 базисных пунктов (б.п.) к декабрю 2022 года. Работодатели с трудом осуществляют поиск и/или замену персонала, как прогнозировалось Мэнпауэр в выпуске №5.
Такая ситуация возникла на фоне восстановления экономической активности. Индексы предпринимательской уверенности[3] Росстата и бизнес-климата[4] Банка России в феврале приблизились к уровню декабря 2021 года. Индекс S&P Global Russia (PMI®) в феврале составил 53,6, +100 б.п. к январю, +60 б.п. к декабрю, и зафиксировал улучшение состояния российского производственного сектора. Респонденты опросов отметили позитивную динамику изменений условий ведения бизнеса, включая снижение задержек поставок, и высказали оптимизм в оценках спроса на ближайший квартал по итогам роста спроса в январе[5]. Основой спроса для производственных клиентов стали внутренние, а не экспортные, покупатели, которые наращивают запасы[6] в ожиданиях роста потребительского спроса. Ожидания компаний сферы услуг также выросли.
При этом потребительский розничный спрос в начале года показал сдержанную динамику. Несмотря на усиление в январе, к началу марта номинальные темпы роста потребительских расходов, согласно Сбериндексу, стали отрицательными и составили -1,6% г/г[7]. В феврале ухудшились ожидания в розничной торговле по объемам оборота на следующие 3 месяца[8].
Средний и малый бизнес в 1 квартале показал положительную динамику в части увеличения среднесписочной численности персонала на 4% совокупно.
Рис. 1 Динамика показателей среднего и малого бизнеса в 1 квартале 2023г. по сравнению с 1 кварталом 2022г[9].
При этом более динамично развивался сегмент индивидуального предпринимательства: прирост среднесписочной численности (ССЧ) составил 8%, также увеличилось и количество предприятий такой формы. А согласно Сбериндексу, в 1 квартале 2023 года количество активных торговых точек МСП выросло на 30% по сравнению с средненедельным значением за февраль 2020 года, выбранным в качестве постоянной базы для сравнения[10].
Рис. 2 Динамика количества предприятий по форме собственности с 4 квартала 2022г. по
1 квартал 2023г[11].
В 1 квартале 2023 года подтверждается гипотеза ухода[12] иностранных компаний с российского рынка. В то время как за прошедший квартал количество предприятий российской собственности выросло на 0,2%, 5 173 компании, количество компаний иностранной собственности снизилось на 2,3%, а совместной на 2,9% (рис. 2). Таким образом, массового закрытия иностранных компаний в конце 2022 года не произошло. С учетом низкого уровня безработицы, можно предположить, что вместе с исходом компаний продолжается отток сотрудников с рынка труда.
Восстановление экономической активности сопровождалось высоким уровнем потребности в работниках, что также отразилось на снижении уровня безработицы в январе до 3,6%, -10 б.п. по сравнению с декабрем 2022 года.
Рис. 3 Динамика режимов занятости основного персонала за апрель 2022 - февраль 2023 года.[13]
Как видно из рис. 3, продолжилась динамика сокращения с августа 2022 года к марту 2023 года у категории безработных. В марте 2023 года численность безработных по отношению к уровню августа 2022 года снизилась на 17,4%, а к уровню конца 2022 года на 1%. Таким образом, в 2023 году темп ухода сотрудников на рынок труда замедлился. Численность сотрудников, находящихся в простое, к январю 2023 выросла на 17% по сравнению с декабрем, а в марте сократилась на 46% к уровню января. Численность сотрудников, находящихся в неполной занятости, в январе 2023 года осталась на уровне конца 2022 года, а к марту сократилась на 24%. Эти тренды свидетельствуют о выводе сотрудников на полную занятость и подтверждают позитивную динамику экономики, активизацию промышленности и окончание основной фазы структурных перестроек и реорганизаций компаний с иностранным участием.
«Если гениальный сотрудник не умеет обеспечить работу в команде, мы называем его: value destroyer». Г. Греф.
Тренды рынка и новая роль в организации. Читайте подробности в статье
В 2022 году в центре внимания государства был вопрос безработицы. В результате постоянного мониторинга и проактивного внедрения мер по поддержке занятости в 80% российских регионов уровень безработицы с марта по декабрь 2022 года снизился. Однако меры по переводу работников в простой или неполную занятость дали разные результаты. С одной стороны, это был позитивный эффект для экономики, поскольку промышленные компании, сохранявшие в 4 квартале 2022 года численность работников постоянной занятости с помощью государственной поддержки, оказались готовы к росту объемов производства. С другой стороны, на рынок труда в первом квартале 2023 года это повлияло негативно, привело к сковыванию и структурному дисбалансу на рынке труда. Переводы работников в неполную занятость компаниями, сокращающими выпуск, препятствуют перетоку кадров, особенно производственного персонала, в нуждающиеся сектора. Необходимость в мерах по максимальному сохранению занятости снизилась, в связи с чем на 2023 год государством в приоритет взята проблема выравнивания перекосов в части спроса и предложения на рынке труда[14]:
Именно поэтому в случае, если восстановление спроса и выпуска продолжится темпами 1 квартала, можно прогнозировать постепенное повышение уровня безработицы к 3 кварталу 2023 года. Вместе с ростом заработных плат это может стать сигналом оздоровления рынка труда.
Первый квартал 2023 года показал следующую динамику по временному и проектному персоналу:
Рис. 4 Сокращение временного персонала с января по февраль 2023г.
По сравнению с данными предыдущего квартала, в топ по сокращению попало пищевое производство в связи с реорганизацией и локализацией менеджмента американских компаний.
Также в список попала категория «другое» — международные холдинги с экспозицией в нескольких индустриях, принявшие решения о полной ликвидации деятельности в России, в которых темп сокращения персонала вырос за квартал на 50%. Такому типу компаний потребовалось больше времени для принятия решения об уходе с российского рынка и подготовки этого процесса, поэтому основной процесс закрытия проектов произошел в феврале 2023 года.
Сокращение проектного персонала в производстве машин и оборудования происходит в европейских компаниях, причем с ускорением за квартал на 10%.
Отрасль торговли снизила потребность в проектных сотрудниках за счет реструктуризации розничного сегмента у крупных зарубежных ритейлеров и низкого уровня потребительского спроса.
При этом динамика приемов временного и проектного персонала наблюдалась в основном в производственных отраслях:
Рис. 5 Найм временного персонала с января по февраль 2023г.
Восстановление спроса, повлиявшее на экономическую активность промышленности, отразилось и на потребности во временном и проектном персонале.
Компании автомобильной отрасли, включая смежные производства шин, относящиеся к производству резин, и торговлю автотранспортными средствами, высоко оценили изменения спроса, за счет продления государственных программ льготного автокредитования и схем «трейд-ин», и объемов производства на первое полугодие 2023 года[16]. Это нашло подтверждение и по внутренним данным Мэнпауэр.
Фармацевтическая отрасль впервые за полгода снизила темпы сокращения проектного персонала. Потребность в персонале начала расти, хотя темпы найма в первых месяцах 2023 года были низкими. Это может сигнализировать о завершении процессов реорганизации и успешной локализации иностранных компаний, включая офисный персонал.
Тренды рынка и новая роль в организации. Читайте подробности в статье
Илона Хватикова, бизнес-аналитик департамента бизнес-аналитики и решений Manpower
Обратно к Дайджесту Talent & HR
[2] Рассчитано по данным Росстата России.
[3] https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50798. В феврале 2023 года индексы предпринимательской уверенности продолжили рост, после того как в январе вышли в плюс — в обработке показатель составил 3,3%, превысив рекорды всего 2022 года, в добыче полезных ископаемых — 2,7%.
[4] https://cbr.ru/analytics/dkp/monitoring/ . В феврале индикатор бизнес-климата увеличился до 4,7 пункта – наибольший рост за последние 3 месяца. Ожидания по объемам производства улучшаются благодаря развитию программ импортозамещения.
[5] Согласно оценкам Банка России и S&P Global Russia PMI, количество заказов росло самыми быстрыми темпами с апреля 2019 года на фоне повышения клиентского спроса.
[6] Согласно оценкам S&P Global Russia PMI, рост запасов в феврале 2023 года был самым заметным с октября 1997 года.
[9] Рассчитано на основе данных ФНС России.
[11] Рассчитано на основе данных Росстата.
[12] Сценарии были описаны в предыдущем выпуске дайджеста
[13] Рассчитано по оперативным данным заседаний межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда. *Нет данных по численности работников в режиме неполной занятости в феврале 2023 года.
[15] Прогнозируется, что они в 2023 году позволят временно трудоустроить более 176 тысяч человек. http://government.ru/news/47358/
[16] Согласно мониторингу Банка России: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43771/monitoring_0223.pdf